Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Город героев: улица Крейзера. «Война идёт к концу, и я постараюсь закончить её с честью»

Город героев: улица Крейзера. «Война идёт к концу, и я постараюсь закончить её с честью»

Любимые читатели! В разделе «Мы помним!» мы продолжаем публиковать статьи, посвящённые героям, воинским соединениям и событиям Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Воронежа.

Улица Крейзера

Где расположена. В Советском районе в микрорайоне Придонской. Улица идёт от парка Северцова по частному сектору вдоль Курской железной дороги и заканчивается в районе станции Подклетное, упираясь в промзону, на территории которой расположен Софийский храм.

Как называлась раньше. До 1974 года — улица Свободы.

В честь кого названа. В честь Якова Григорьевича Крейзера (1905 — 1969) — военачальника, первого воронежца, удостоенного звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

Яков Крейзер — выдающийся человек, первый генерал Великой Отечественной, получивший Звезду Героя Советского Союза. Маршал Баграмян называл его «непревзойдённым мастером атак», боевые заслуги Крейзера отмечал в своих воспоминаниях и маршал Жуков.

Орден Ленина в 30 лет

Яков Крейзер родился 4 ноября 1905 года в Воронеже в небогатой еврейской семье мелкого торговца. Получил образование в воронежской классической гимназии. Достигнув 17-летия, юноша решает стать военным и два года обучается в воронежской пехотной школе. После окончания его направляют служить в Московскую Пролетарскую дивизию, где он за 18 лет — с 1923 по 1941 год — прошёл путь от командира взвода до командира дивизии.

Для тех времён это невероятный карьерный взлёт. Не зря 16 августа 1936 года постановлением ЦИК СССР командира учебного батальона майора Крейзера как отличника боевой и политической подготовки наградили орденом Ленина.

Перед началом Великой Отечественной войны Крейзер окончил курсы усовершенствования командного состава при Академии имени Фрунзе. В мае 1940 года Московскую Пролетарскую дивизию преобразовали в 1-ю Московскую мотострелковую дивизию. Вечером 21 июня 1941 года дивизия вернулась после трудных учений в Подмосковье, а на следующее утро началась Великая Отечественная война…

Сдерживал фашистов 12 суток

За первую неделю войны немецкие войска продвинулись вглубь территории СССР на 350 км. Фашистские танки, которыми командовал немецкий генерал Гудериан, на большой скорости рвались в Москву. Но гитлеровский план блицкрига сорвала дивизия полковника Крейзера. Он получил приказ вывести дивизию к белорусскому городу Борисову под Минском и задержать врага.

В начале июля 1941 года части дивизии вступили в бой на реке Березине и нанесли по пехотным соединениям и танковым колоннам вермахта сокрушающий удар. В хаосе, царившем на фронтах, без связи с командованием бойцы Крейзера почти 12 суток вели непрерывные встречные бои. Дивизия Крейзера сумела так построить оборону, что гитлеровское наступление на этом участке фронта захлебнулось, а советские резервные дивизии 20-й армии успели выйти на оборонительные рубежи по Днепру в районе Смоленска. Это был первый проблеск будущей победы. И этого достаточно, чтобы имя Якова Крейзера навсегда осталось в истории нашей страны.

12 июля Крейзера ранили на поле боя, и через день по приказу командования дивизия была выведена во второй эшелон.

Первый Герой

22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, 35-летнему воронежцу Якову Крейзеру первому из командиров дивизий Красной армии присвоили звание Героя Советского Союза — это самая почётная государственная награда того времени.

А меньше чем через месяц, 7 августа, Крейзеру присвоили звание генерал-майора.

В последующие годы Великой Отечественной войны Яков Крейзер командовал 3-й армией Брянского фронта, которая участвовала в Смоленском сражении и вместе с другими войсками сумела задержать на целых два месяца наступление германских войск на Москву. Под командованием Крейзера армия после доукомплектования участвовала в Тульской оборонительной и Елецкой операциях, в ходе контрнаступления под Москвой освобождала Ефремов.

С 1943 года и до конца войны Крейзер был командующим 51-й армией, отличившейся при освобождении Донбасса и Крыма.

Летом 1944 года 51-я армия была переброшена на 1-й Прибалтийский фронт, участвовала в освобождении Латвии. В одном из писем родным Яков Григорьевич так описал эти события: «Война идёт к концу, и я постараюсь закончить её с честью. Сейчас я действую на несколько ином направлении, то есть из Латвии опять перешёл в Литву, и вот пока пишу письмо, кругом раздаётся сильнейшая канонада нашей артиллерии и довольно редко рвутся снаряды противника километрах в трёх — четырёх от того места, где я нахожусь. Через пару часов буду переезжать вперёд. В общем, в ближайшее время должно быть покончено с немцами в Литве, а дальше и в Латвии. Несколько слов о себе. Здоровье вполне удовлетворительное, несколько подгуляли нервы. После войны поедем всей семьёй в Сочи и все болезни вылечим. 7 октября 1944 года».

В письме к близким генерал-лейтенант умолчал о двух серьёзных ранениях, которые получил в ходе боёв.

После Победы

Через полтора месяца после окончания войны, 24 июня 1945 года, генерал Крейзер участвовал в Параде Победы. После торжественного мероприятия в Кремле был устроен приём по этому поводу. Когда маршал Баграмян представлял Сталину генералов 1-го Прибалтийского фронта, то Иосиф Виссарионович, увидев Якова Крейзера, спросил маршала:

— А почему он до сих пор только генерал-лейтенант? Считайте, что он уже генерал-полковник!

И буквально на следующий день наш прославленный полководец в 39 лет стал генерал-полковником. В то время его грудь уже украшали высшие награды страны: 5 орденов Ленина (никто не имел их в таком количестве), 4 ордена Красного Знамени, 2 ордена Суворова, орден Кутузова и орден Богдана Хмельницкого, не говоря о десятках других орденов и медалей, в том числе иностранных.

В послевоенные годы генерал Яков Крейзер командовал армиями в Закавказье и Прикарпатье, окончил курсы Академии Генштаба, командовал Южно-Уральским, Забайкальским и Дальневосточным округами.

В 1962 году стал генералом армии. С 1963-го по 1969-й руководил высшими офицерскими курсами по переподготовке офицерского состава «Выстрел». В мае 1969 года назначен генеральным инспектором Советской армии.

Знакомые утверждали, что Крейзер был человеком с твёрдым характером. Рассказывают, что во время «дела врачей» в 1953 году Крейзера вызвали в Кремль, но он наотрез отказался подписать так называемое письмо представителей еврейской общественности, требующее смертной казни для арестованных врачей-евреев.

Яков Григорьевич Крейзер умер в 1969 году в возрасте 64 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.