Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

«Я так намозолил глаза всем дорожникам города, что им пришлось взять меня на работу»
Фото: Елена ИВАНОВА.

«Я так намозолил глаза всем дорожникам города, что им пришлось взять меня на работу»

Алексей Лаушкин, 33 года, не женат. Создал базу данных воронежского транспорта. Ведущий специалист по ГЛОНАСС. «В моей коллекции сотни воронежских автобусов!»

«Без меня народ неполный» — так говорил один из героев писателя Андрея Платонова. На самом деле народ неполный без каждого из нас, без каждого из вас, наши дорогие читатели. Мы хотим рассказать о людях, которые с любовью делают своё дело, честно живут и тем самым делают лучше этот мир, наш город, нашу жизнь. Если вы хотите рассказать о таком человеке, предложить нам своего народного героя — присылайте заявку на почту elenaivanova.press@mail.ru. Ждём героев!

— Мне с детства нравились цифры. Помню, как маленьким я гулял с бабушкой по частному сектору рядом с домом и внимательно вчитывался в номера домов — они быстро менялись, а вместе с тем менялись и цифры на табличках.

Сначала увлёкся поездами — в 4 года на пешеходном мосту у железнодорожного вокзала я впервые увидел медленно тянущийся к перрону состав. Это был фирменный пассажирский поезд, на боку которого я также заметил длинный номер… С тех пор я был частым гостем «железки». Мне нравилось смотреть вслед уходящим поездам, рассматривать блестящие бока вагонов и, конечно, читать их порядковые номера.

Фотографировать поезда и собирать их базу я начал чуть позже. Вёл списки — серийный номер, где работает, какое направление, название модели. Это же только с виду кажется, что все они одинаковые, а ведь даже среди одних локомотивов такое разнообразие! Они бывают дизельными, электрическими, имеют разные марки. Это потом я полюбил автобусы. Но что не изменилось с годами — если машешь им рукой, в ответ всегда получаешь громкий гудок! Я до сих пор это делаю.

— Когда мне было 15, ко мне приехал друг из Ростова, на тот момент увлекавшийся автобусами, и заразил меня. За два года я в одиночку перефотографировал почти весь городской общественный транспорт. Без лишней скромности могу сказать, что знаю сотни госномеров воронежских автобусов и могу без запинки рассказать историю каждого из них.

Многие знакомые с недоумением относились к странному хобби — собирать «коллекцию» автобусов не эстетично, да и вообще — зачем? Но помимо любопытства и здорового интереса к транспорту это ещё и очень азартное дело! Для внесения полных данных автомобиля в фотобазу и список помимо номера приходилось охотиться за VIN-кодом, или идентификационным номером автомобиля, — с его помощью я узнавал биографию автомобиля.

У «ГАЗелей», например, табличка с этим номером прикручена к перегородке передней двери со стороны пассажира и сфотографировать её легко. У больших автобусов она чаще всего находится в кабине водителя, а с «ПАЗиками» труднее всего — у них VIN-код прячется под капотом.

Приходилось просить водителей открыть капот, объяснять, что я занимаюсь историей воронежского транспорта. Иногда шёл на риск: вижу, стоит «ПАЗик», а водитель отошёл, подойду, открою крышку, сфотографирую и закрою. Бывало, конечно, что водители не шли на контакт, но в основном реагировали нормально и даже начинали интересоваться.

— Стоит ли говорить, что я так намозолил глаза всем дорожникам города, что им пришлось взять меня на работу? Это, конечно, шутка, но и доля правды в этом есть. Несмотря на то что я закончил факультет ПММ в ВГУ, сердцем чувствовал, что увлечение автобусами должно перерасти в дело жизни. Так и вышло — с 2018 года я работаю в транспортной сфере и сейчас являюсь ведущим специалистом по ГЛОНАСС и единственным человеком в городе, кто курирует это направление.

За 10 — 15 лет подвижной состав очень омолодился. Все старые автобусы заменили современной российской техникой. В базе Воронежской области сейчас около 7 000 транспортных средств, как маршрутных, так и служебных и прочего назначения. Преобладают до сих пор «вечные» «ПАЗики» и «ГАЗели» — вместе они составляют порядка 35% от всех автобусов. Базу продолжаю вести и стараюсь поддерживать её актуальность, насколько хватает времени и сил.

На 2023 год большие планы — пассажиры часто спрашивают о трансляции данных по пригородному транспорту. Работы проходят стадию технической реализации, поэтому сейчас я стараюсь все силы вкладывать в то, чтобы пассажирам было удобно и комфортно пользоваться воронежским общественным транспортом.

БЛИЦОПРОС

1. Каким своим достижением вы гордитесь больше всего? 
Это не совсем достижение ещё, скорее любимое дитя — приведение в порядок транспорта. Создание единого вида маршрутоуказателей, салонной информации, звуковых объявлений об остановках, внедрение культуры использования электронных табло и т. д. Верю, что доведём работу до конца.

2. Ваше хобби?
Моя работа: транспорт и все, что с ним связано

3. Мой идеальный день это…
Воскресенье. Главное, чтобы никто не дёргал.

4. Если бы вы написали книгу, то какое название вы бы дали ей? 
«Воронежский автобус».

5. Считаете ли вы себя примером для подражания и почему? 
Да, потому что умею достигать поставленных целей.

6. Ваши главные достоинства и недостатки? 
Добрый, коммуникабельный, справедливый, отзывчивый. Качество «спасателя», наверное, минус.

7. Кем вы восхищались в детстве? 
Бабушкой, которая меня воспитала.

8. Если не собой, то кем вам хотелось бы быть? 
Машинистом.

9. Выбирая из всех в мире, кого бы вы пригласили в гости на обед? 
Сашу Васильева из группы «Сплин» — поговорили бы за жизнь…

10. Ваш жизненный девиз?
«Впереди зелёный!»