Горящий Ил-2 стремительно приближался к земле, к колонне немецких танков. Охваченный пламенем советский штурмовик врезался во вражескую технику, взметнулся огненный столб... За штурвалом самолёта находился лётчик Михаил Демьянов.
Родственники нашлись в 1965-м
Михаил Демьянов родился в Днепропетровской области Украинской ССР 26 августа 1921 года. Отец его работал на мостопоезде, который строил и ремонтировал железнодорожные мосты по всему Советскому Союзу. Семья много переезжала, в какой-то момент Демьяновы оказались в Ярославле. Там Михаил окончил школу, учился в химико-механическом техникуме, занимался в аэроклубе, в 18 лет поступил в школу военных лётчиков. Когда началась война, Михаил вступил в ряды защитников неба.
Демьянов служил в 41-м штурмовом авиационном полку. С конца июня по ноябрь 1942 года полк в составе 267-й штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии участвовал в обороне Воронежа. Михаил Демьянов героически погиб 2 июля 1942 года.
Долгие годы о Демьянове было известно немного. Лишь в 1965-м удалось найти родственников героя. О том, как это произошло, читайте ниже, но для начала — немного истории о переименовании улицы в Ленинском районе в улицу Лётчика Демьянова.
6 июня 1943 года вышло постановление бюро горкома ВКП (б) с текстом следующего содержания: «Увековечить память героев-лётчиков Злобина, Демьянова, Щербакова, Замкина, погибших в боях за Воронеж. Поручить исполкому Горсовета произвести наименование улиц города в честь этих героев и соорудить мемориальные доски с описанием их боевых подвигов». Таким образом, Первая, Вторая и Третья Конно-Стрелецкие были переименованы в улицы Лётчика Демьянова, Лётчика Злобина и Лётчика Щербакова. А Мало-Чернавская стала улицей Лётчика Замкина, о нём мы писали здесь.
Спустя 32 года, в конце 1965-го, к сотруднику воронежской газеты «Молодой коммунар» Александру Гринько, фронтовому журналисту и участнику Великой Отечественной войны, обратилась жительница Воронежа Надежда Демьянова. Женщина рассказала, что сама она родом из Ярославля. В Воронеже оказалась уже после войны — её, химика по образованию, перевели из Ярославля в наш город на шинный завод. Женщина сообщила, что её брат Михаил Демьянов, лётчик, пропал без вести под Воронежем. Семья Демьяновых получила извещение, в котором было написано, что лётчик 41-го штурмового авиаполка сержант Демьянов Михаил Александрович не вернулся с боевого задания 2 июля 1942 года. Надежда Александровна попросила узнать, в честь кого названа улица Лётчика Демьянова — а вдруг таким образом в Воронеже увековечили имя её брата?
Так и выяснились детали биографии защитника воронежского неба. А Александр Гринько разыскал однополчан Михаила Демьянова и написал статью, в котором описал его подвиг.
Повторил подвиг Гастелло
Утром 2 июля 1942 года появились данные разведки: из Горшечного в Нижнедевицк движется большая колонна немецких танков. Группа Илов направилась на штурмовку, нанесли удары, развернулись для второго захода — и вновь в атаку. Но в небе появилось около двадцати «мессершмиттов». Численное превосходство противника было очень серьёзным. Самолёт Демьянова был подбит, начал терять высоту. «Командир эскадрильи подошёл ближе к Демьянову, но помочь ничем не мог. Он лишь видел, как раненый пилот из последних сил пытается удержать непослушную машину в воздухе, — писал в статье «Огненный пилот» Александр Гринько. — В таких случаях лётчику полагается прыгать с парашютом. Но куда мог прыгать Демьянов? К тем самым фашистам, которых только что бомбил и обстреливал? Прыгать для того, чтобы принять от них мученическую смерть, дать возможность врагам порадоваться победе над советским лётчиком? Не мог комсомолец Демьянов пойти на такое. Раз уж все пути к спасению отрезаны, то надо вести бой до последней возможности и подороже отдать свою жизнь. Сержант Демьянов на мгновение выровнял самолет, бросил прощальный взгляд на командира, что-то крикнул ему. Горящий Ил-2 тут же сорвался в смертельное пике. Огромным факелом он стремительно пронесся над дорогой и врезался в гущу немецких танков. Сильный взрыв разметал людей и машины. Высоко в небо выплеснулся багровый язык пламени. Над местом падения самолета поднялось густое облако дыма и пыли».
В том же бою, 2 июля 1942 года, был тяжело ранен однополчанин Михаила Демьянова лётчик Павел Злобин. Он смог дотянуть до промежуточного аэродрома в с. Медвежье и посадить свою машину, а вскоре скончался от ран. Похоронен в Медвежьем. Сослуживец Демьянова и Злобина старший сержант, техник по вооружению Александр Щербаков погиб через несколько дней, 6 июля 1942 года. Похоронен в г. Усмань Липецкой области.
Через год, в 1943-м, в честь Демьянова, Злобина, Щербакова и Замкина, отдавших жизнь за Воронеж, назвали улицы. А семья Михаила Демьянова, долгие годы считавшая его пропавшим без вести, лишь спустя более 30 лет узнала о том, какой подвиг он совершил и где геройски погиб.
Одним из самых известных подвигов Великой Отечественной стал огненный таран, который совершил Николай Гастелло. Спустя всего четыре дня после начала войны, 26 июня 1941-го, экипаж под командованием Николая Гастелло в составе лейтенантов Бурденюка, Скоробогатого и старшего сержанта Калинина вылетели для нанесения удара по колонне вражеской техники на дороге Молодечно — Радошковичи. Самолёт был подбит, повредился топливный бак, воздушную машину охватило пламя. Гастелло направил горящий самолёт на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.
Всего в годы войны было совершено более 500 таранов самолётами наземных целей. Этот подвиг отражён в кинофильме «В бой идут одни старики», когда лётчик Сергей Скворцов в одном из боевых вылетов погибает, совершая огненный таран — направляет свой горящий самолёт на вражеские железнодорожные эшелоны с криком: «Ребята! Будем жить!»