Прислать новость

Стоит ли делать проспект Революции пешеходным?

29.06.2020 14:51
131

Читать все комментарии

2681

Вопрос, который мы сегодня рассмотрим, является крайне непростым, впрочем, как и любой вопрос, затрагивающий конкуренцию различных социальных групп в использовании лимитированных общественных ресурсов. Действительно, при пешеходном проспекте общественное пространство проезжей части занимается условной социальной группой пешеходов, в ином случае ее занимает другая условная социальная группа водителей. Когда возникают подобные притязания на некоторый общий ресурс, нужно всё десять раз взвесить, прежде чем принимать какие-то решения. Здесь я попробую дать общий анализ этого вопроса, не производя глубоких исследований отдельных его моментов.

Начать стоит с того, что называется выявлением терминологического аппарата, то есть указанием смысла тех терминов, которые мы используем. Речь идет прежде всего о том, кого считать пешеходами, а кого водителями. Разделять здесь людей только по отсутствию или наличию личного транспорта я считаю неправильным, потому что много людей, у которых нет машины, тем не менее пользуются такси и общественным транспортом, а значит, используют общественное пространство как проезжую часть, в то же время люди, у которых есть машина, могут и не пользоваться ею постоянно. Таким образом, в количественном смысле пешеходом можно считать человека, который более 50% своего маршрута по центру ходит пешком, а водителя — человеком, который более 50% пути проезжает на машине, такси или общественном транспорте.

Однако для нашего исследования куда важнее определение этих терминов не в количественном, а в качественном выражении. В качественном смысле пешеходом мы будем называть человека, которому гулять по центру нравится больше, чем ездить на машине, независимо от того, сколько процентов пути он проходит, а сколько проезжает. Такой человек почти всегда будет голосовать за то, чтобы сделать улицы пешеходными. А водитель в качественном смысле, наоборот, тот, кому больше нравится ездить на транспорте и кто голосует против пешеходности улиц. Давайте условимся, что далее под пешеходами и водителями мы будем иметь в виду эти термины именно в качественном, а не в количественном смысле.

Теперь, когда мы определились с терминологией, попробуем определить численность этих социальных групп. По статистике, людей, у которых в собственности нет машины, больше, чем автовладельцев. Если мы говорим о пешеходах или водителях в количественном смысле (то есть учитываем использование такси и общественного транспорта), то стопроцентно сказать, кого же из них больше в нашем городе, нельзя. Однако с высокой степенью вероятности можно утверждать, что все-таки пешеходов. А вот если мы говорим о пешеходах и водителях в качественном смысле, то здесь я уверен, что больше пешеходов. Это доказывает и опрос, который проводила городская администрация на тему перекрытия проспекта Революции еще на 2 недели, в котором на текущий момент приняло участие 3 715 человек — вполне репрезентативная выборка. За закрытие проспекта проголосовало 83,1%, против — 16,9%.

И за закрытие здесь голосовали не те люди, которые боятся машину повредить, для них открытый проспект — это хорошо, уменьшится трафик по соседним улицам, по которым они будут ездить сами, объезжая дорогу на ремонте. Думаю, проголосовали те, кому нравится гулять по пешеходному проспекту, независимо от того, есть у них машина или нет, а именно таких людей мы и условились называть пешеходами.

Несмотря на то что пешеходов у нас явно больше, чем водителей, однозначно принимать решение о том, чтобы сделать проспект Революции пешеходным, нельзя без детального анализа всех плюсов и минусов (особенно подробно нужно изучить вопрос с изменением трафика), а также всеобщего голосования.

Тем не менее на данном этапе можно рассмотреть несколько гипотетических вариантов его закрытия и дать им некоторую оценку.

Полное закрытие

Данный вариант предполагает сделать проспект Революции полностью пешеходным 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Думаю, если бы этот вопрос поставили на голосование, то большинство горожан поддержали бы его.

Однако я всё-таки считаю, что пока нет объективных данных, как это повлияет на трафик, мы не знаем, насколько сильно такое решение затронет интересы водителей. А власть в любой ситуации, всегда должна принимать решения, при которых учитываются не только интересы большинства, но и интересы каждого отдельного гражданина. Поэтому лучше всего сначала попробовать другой, более легкий вариант закрытия, который можно было бы условно назвать неполным, и на основе собранного опыта уже принимать дальнейшие решения. Не стоит также забывать, что полное закрытие предполагает переустройство улицы под пешеходную, что с учетом только что положенного асфальтового покрытия экономически неоправданно, асфальт становится не нужен (в идеале улицу нужно вымостить камнем или плиткой).

Если смотреть на зарубежный опыт, то мы знаем множество пешеходных улиц в разных городах. От нашей улицы Карла Маркса до Via Dante в Милане.

Via Dante в Милане

Тем не менее мне неизвестны примеры крупных городов (по крайней мере в Европе), в которых центральная улица такой ширины и длины была бы полностью пешеходной. Однако это для меня скорее плюс — мы были первыми в космосе и многих других хороших начинаниях, почему бы не продолжить данную славную традицию. Кроме того, нужно понимать, что трафик каждого города индивидуален, и если в одном городе улицу нельзя закрыть, то в другом вполне можно.

Временное закрытие

Данный вариант предполагает перекрытие проспекта в определенные часы (прежде всего вечером) и дни (выходные и праздники), когда автомобильный трафик минимален. По соотношению простоты реализации и минимума неудобств водителей для соблюдения интересов пешеходов это самый лучший вариант, который легко можно реализовать в ближайшее время.

Если мы выбираем этот вариант, то его нужно реализовать как можно скорее вот почему.

1. Сейчас лето — время хорошей погоды, когда люди гуляют больше всего. Холодные и дождливые времена года не так сильно располагают к прогулкам.

2. Летом самые длинные световые дни, в совокупности с теплой погодой это означает, что можно очень долго гулять по вечерам, как раз в то время, когда за счет минимального трафика можно закрыть проспект.

3. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой кафе и рестораны, скорее всего, еще долгое время не смогут открыться в помещениях. Однако столики на улице на достаточно большом расстоянии друг от друга — намного более безопасный с эпидемиологической точки зрения вариант, и его, безусловно, разрешат гораздо раньше. Между тем большое расстояние между столиками требует и большого пространства для их расположения.

Если проспект будет проезжей частью, то кафе и рестораны смогут занять меньшую часть тротуара, если же сделать его пешеходным, то люди смогут ходить не только про тротуару, но и по центру улицы, а это значит, что на тротуаре можно поставить больше столиков. Кроме того, я бы увязал разрешение для кафе и ресторанов по установке столиков на тротуаре с обязанностью выставить уличную мебель и объекты озеленения по краям проезжей части, рядом с тротуаром и сделать их свободными для всех.

Таким образом, всем, кто захотел посетить общепит, хватит места, а также места будут у тех, кто просто хочет посидеть на лавке (или хотя бы уличном стуле) по краям дороги — это парковая организация пространства. Самый яркий пример — главная аллея Центрального парка (бывший «Динамо»), где по краям стоят лавки (собственно, так устроены пешеходные зоны почти любого парка).

Кроме того, трафик упадет почти до нуля (или очень сильно снизится) и на прилегающих к проспекту Революции улицах, где также можно будет не только гулять, но и реализовать частично или полностью те же меры с общепитом, озеленением и уличной мебелью. Самой актуальной такой улицей является участок ул. Комиссаржевской, примыкающий к проспекту, — самая красивая зеленая улица в стране, улица-парк, улица-лес, гулять по ней — одно удовольствие.

Итак, на мой взгляд, на данном этапе временное закрытие — самый лучший вариант, и решение по нему нужно принять как можно скорее. При этом, безусловно, нужно проводить голосование по аналогии с тем, что было по закрытию проспекта еще на две недели.

Также, несмотря на существенное снижение трафика, все равно нужно произвести анализ его изменения. В случае одобрения на голосовании, а также несильного увеличения нагрузки на другие улицы нужно немедленно принимать данное решение по временному закрытию и исполнять его.

Частичное закрытие

Данное закрытие предполагает уменьшение пространства проезжей части за счет превращения его в пешеходное. Тут есть два варианта.

1. Бульвар — всем известный способ организации уличного пространства, при котором широкая проезжая часть разделяется центральной тротуарной зоной на два участка. Бульвары есть почти в каждом городе, от нашего Кольцовского бульвара до La Rambla в Барселоне.

La Rambla в Барселоне

Так как проезжая часть проспекта Революции не настолько широкая, как, к примеру, улица Тверская в Москве, то бульвар на ней получится также нешироким.

2. Увеличение пешеходный зоны от края к центру, при этом для проезжей части остается минимальное место. Часто оставшаяся зона проезжей части не остается только для машин, а как бы тоже переходит в совместное пользование и становится полупешеходной и полупроезжей. Такой подход очень распространен в европейских городах.

Свежий пример можно привести из Брюсселя. Вот так главная улица центра города Boulevard Anspach выглядела всего пару лет назад.

Бульвар Anspach в Брюсселе несколько лет назад

А вот как она выглядит сейчас.

Бульвар Anspach в Брюсселе сегодня

Почувствуйте разницу.

Бульвар Anspach в Брюсселе несколько лет назад

Бульвар Anspach в Брюсселе сегодня

Пространство в центре используется как людьми, так и машинами.

Хотя данный вариант частичного закрытия не так сильно влияет на трафик, как полное закрытие, тем не менее с ним тоже необходимо провести полное исследование последствий. Кроме того, этот вариант также требует реконструкции улицы, об этом не нужно забывать.

Подводя итог, можно сказать следующее.

1. В ближайшее время необходимо провести исследования трафика, связанного с вариантом временного закрытия проспекта, а также провести голосование по этому вопросу. Если люди проголосуют за, а в дни и часы закрытия проспекта загруженность других улиц будет увеличена не сильно, то проспект нужно временно закрывать. При этом кафе и рестораны смогут занять максимум места, чтобы столики были друг от друга на безопасном расстоянии, а по краям дороги, рядом с тротуаром нужно установить уличную мебель.

2. На основании подобного опыта использования общественного пространства в будущем может быть принято решение о частичном или полном закрытии проспекта Революции.

Примечание. Все фотографии взяты из свободного источника Google Street View или из личной коллекции.

Самое читаемое