С 5 июля по 23 августа 1943 года развернулось одно из самых масштабных и ключевых сражений Великой Отечественной войны — Курская битва, или битва на Курской дуге.
Гитлеровцы планировали отсечь войска Красной армии с севера и юга, окружить советские формирования, ударить в направлении Тулы и Рязани и снова создать угрозу Москве. Им этого сделать не удалось. Битва шла на территориях Курской, Орловской, Белгородской, Харьковской областей и завершилась 23 августа разгромом немецких войск. После этого советские воины продолжали гнать фашистских захватчиков, до окончания войны Красная армия проводила в основном наступательные операции.
Северный фас Курской дуги обороняли войска Центрального фронта под командованием генерала армии Константина Рокоссовского, южный фас — Воронежский фронт под командованием уроженца Воронежской губернии генерала армии Николая Ватутина. Войска эти двух фронтов опирались на Степной фронт (командующий — генерал-полковник Иван Конев).
12 июля на южном фасе Курской дуги (Белгородское направление) в полосе Воронежского фронта в районе станции Прохоровка произошло одно из крупнейших в военной истории танковых сражений, где с обеих сторон участвовало порядка 1 200 единиц танков и самоходных орудий.
Потери с обеих сторон были огромными. Противник своих целей не достиг — захватить Прохоровку и прорвать оборону советских войск не удалось.
В этом сражении советские воины проявили невероятное мужество и массовый героизм. Сегодня расскажем о некоторых из героев Прохоровского сражения.
Подорвал вражеский танк ценной собственной жизни
Павел Шпетный был родом из Гомельской области Белоруссии. В Красную армию его призвали в 1936 году. В 1939-м он окончил Слуцкое военное пехотное училище, а с июля 1941 года участвовал в Великой Отечественной войне. До сражения под Прохоровкой Шпетный участвовал в Смоленском оборонительном сражении, в битве под Москвой и в Сталинградской битве.
К моменту начала сражения на Курской дуге Павлу Шпетному исполнилось 30 лет, он командовал взводом противотанковых ружей 284-го гвардейского полка 95-й гвардейской стрелковой дивизии.
Его взвод вёл бои на северном берегу реки Псёл. Немцы рвались к высоте юго-западнее хутора Полежаев, на склонах которой взвод Павла Шпетного занимал позицию. 12 июля Шпетный из противотанкового ружья подбил шесть танков. К концу дня от его взвода осталось всего 9 бойцов.
Последний бой Павла Шпетного прошёл 13 июля 1943 года у ныне уже не существующего хутора Полежаев под Прохоровкой.
Немецкая дивизия «Мёртвая голова» вышла к хуторам Полежаев и Весёлый. На высоту, где находились оставшиеся в живых бронебойщики вместе с Павлом Шпетным, двинулись семь «Тигров».
Его бойцы подбили 6 танков, но при этом сами погибли. Когда у Павла Шпетного кончились патроны, он со связкой гранат бросился под седьмой танк, подорвал его и погиб сам...
Старшего лейтенанта Шпетного похоронили в братской могиле в селе Карташёвка Прохоровского района. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно в январе 1944 года. В его честь назвали улицу в Прохоровке. В 1981 году на месте подвига старшего лейтенанта, Героя Советского Союза Павла Шпетного был установлен памятный знак.
Павел Шпетный изображён на живописном полотне музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» (6+), расположенного в соседнем Белгороде. (О Герое Советского Союза Григории Пэнэжко — участнике Курской битвы и Прохоровского сражения, знаменитом танкисте, поклявшемся не брить бороду до победы, чьё изображение тоже есть на полотне диорамы, мы рассказывали здесь).
«Саша, на таран!»
Все, кто побывал в музее «Третье ратное поле» (6+) в Прохоровке, видел скульптурную композицию «Танковое сражение под Прохоровкой. Таран», которая располагается у входа в музей. Сюжет композиции — два советских танка, набросившихся на немецкий «Тигр» за мгновение до взрыва.
Этот монумент открыли в 2000 году. Над каркасом памятника работали известные скульпторы: Тарас Костенко создал каркас «тарана», автором же самой скульптурной композиции был народный художник России и Армении Фридрих Согоян.
Скульптор, создавая памятник, взял за основу реальную историю, произошедшую под Прохоровкой, и увековечил подвиг танкистов экипажа Т-34 181-й танковой бригады — механика-водителя Александра Николаева, командира башни Романа Чернова и командира танка Ивана Гусева.
12 июля 1943 года танкисты вели бой у села Петровка Прохоровского района. Ивану Гусеву удалось подбить два «Тигра», в ответ немцы открыли по экипажу Т-34 огонь. Первый снаряд подбил танк, он загорелся. После второго удара был тяжело ранен командир батальона Пётр Скрипкин, а Иван Гусев получил лёгкое ранение, но продолжал вести огонь из орудий.
Александр Николаев и стрелок-радист Анатолий Зырянов вытащили раненого комбата из машины и укрыли в ближайшей воронке. К раненому подбежали санинструкторы, но людей у воронки заметил немецкий танкист и двинулся к ним, намереваясь раздавить гусеницами.
Иван Гусев первым заметил «Тигр», крикнул механику-водителю, чтобы тот поспешил в танк, открыл огонь по немцу и отдал приказ: «Саша, на таран!» Пылающий Т-34 двинулся навстречу «Тигру», машины столкнулись и взорвались. Экипаж «тридцатьчетвёрки» погиб, а Скрипкин и те, кто ему оказывал помощь, были спасены. Погибшему Александру Николаеву было всего 20 лет, Ивану Гусеву — 21, Роману Чернову — 25.
Увы, но о Романе Чернове ничего не известно. А вот сведения о Николаеве и Гусеве сохранились.
Александр Николаев родился в Новгородской области. Из его семьи воевали почти все: старший брат Василий сначала участвовал в советско-финляндской войне, а потом его снова призвали на фронт, он погиб в 1942 году. Сёстры Александра Нина и Евдокия участвовали в Великой Отечественной добровольцами. А Александр перед началом войны работал на прядильно-ткацкой фабрике, его призвали в 1942 году. Сёстры и брат погибли под Ленинградом, Александр до самой смерти носил с собой узелок с ленинградской землёй.
Иван Гусев был родом из Мордовии. Когда Ивану было 5 лет, его родителей раскулачили и выселили из родной деревни, мальчика воспитывали дедушка и бабушка. Перед войной Гусев успел окончить педучилище и поступить на исторический факультет Пятигорского пединститута. Но стать учителем ему было не суждено — Ивана мобилизовали в самом начале войны, а в августе 41-го направили на учёбу в Камышинское танковое училище.
15 июля 1943 года лейтенант Иван Гусев и старший сержант Александр Николаев за свой подвиг были представлены к званию Героя Советского Союза. Однако в итоге Николаев и командир башни Чернов были посмертно награждены орденом Отечественной войны 1-й степени. Иван Гусев не получил награды вообще (не исключено, что причиной этого было раскулачивание его родителей).
Погибших танкистов похоронили в братской могиле в селе Прелестное Прохоровского района.
В одиночку боролся с вражескими танками
Андрей Борисович Данилов родился в 1908 году в Красноярском крае. До Великой Отечественной войны он работал плотником на заводе в Красноярске. На фронтах Великой Отечественной войны он воевал с июля 1941 года. Сражался на Западном, Юго-Западном, Донском, Воронежском и Степном фронтах, участвовал в битве за Москву, в Сталинградской битве.
На момент Прохоровского сражения ему было 34 года. Данилов командовал орудием артиллерийского полка 95-й гвардейской стрелковой дивизии. 12 июля на высоте у хутора Полежаев под Прохоровкой Данилов в одиночку вёл огонь по противнику, когда его заряжающий и наводчик были убиты, нанеся большой урон противнику.
«Как сейчас вижу сержанта, коммуниста, командира орудия Андрея Борисовича Данилова — сибиряка-красноярца, воина-сталинградца. Рядом с ним стояли насмерть украинец Панченко, казах Ибраев, башкир Абдульманов, узбек Латынов, мордвин Панкратов, — писал о том сражении генерал армии, Герой Советского Союза Алексей Жадов. — Когда в неравном поединке с врагом пал весь расчёт, Данилов продолжал единоборство с наступающими танками... На поле боя остались 16 сожжённых танков с крестами на бортах и сотни трупов вражеских мотоциклистов и автоматчиков. Но и многие воины-гвардейцы навсегда остались лежать у подножия высоты 236,7...»
Позже Данилов был тяжело ранен под Харьковом и 13 сентября умер в госпитале. Звание Героя Советского Союза ему присвоили посмертно в декабре 1943 года.
Фото: Андрей НЕДОСТУП; сайт www.31md.ru