Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Война и мир Вячеслава Овчинникова

Война и мир Вячеслава Овчинникова

Композитор, в свои двадцать лет сочинивший гениальную музыку к «Войне и миру» Бондарчука, «Андрею Рублёву» Тарковского, «Дворянскому гнезду» Кончаловского, ночевал на вокзалах, в телефонных будках и скрывался на даче автора гимна СССР

Сегодня вечером в воронежском театре оперы и балета состоится премьера балета «Война и мир» (12+) по мотивам романа Льва Толстого. Ранее премьерные показы прошли в Крыму и в Москве на сцене Большого театра. Воронеж стал одним из первых городов, в котором будет представлена эта масштабная постановка. В спектакле принимают участие более 200 артистов Донецкого государственного академического театра оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко, московского театра «Кремлёвский балет», воронежского театра оперы и балета.

Хореограф балета — народный артист Российской Федерации, профессор Андрей Петров. А композитор — наш земляк, народный артист Российской Федерации Вячеслав Овчинников, написавший музыку к знаменитому оскароносному фильму «Война и мир» (16+). Ему — нашему гениальному современнику — посвящена сегодняшняя публикация.

«Обаятельный, не сдерживаемый абсолютно ничем»

Только в первых строчках его биографии он «как все»: родился в Воронеже, в семье донской казачки и военного. Ребёнком вместе с мамой и тремя сестрами пережил три войны, где воевал их папа, — финскую, Великую Отечественную, японскую. Дальше — сплошные превосходные степени: «вундеркинд», «новая звезда», «впервые в истории советской музыки», «гений»…

В детстве, ещё не зная нот, начал сочинять музыку и пообещал маме стать гениальным композитором. По общим меркам поздно, в 9 лет, поступил в Центральную музыкальную школу Воронежа. Но уже к 10 годам переиграл многое из классической музыки и настолько удивил Давида Ойстраха, что гениальный скрипач тут же выдал Славе путёвку в жизнь: в Москву!

Слава начал удивлять педагогов и своими сочинениями. Кстати, «Мазурка», написанная Славой в его 9 лет, открывает третью часть киноэпопеи Сергея Бондарчука «Война и мир»!

Семилетний курс престижнейшей ЦМШ Слава одолел за пять лет и поступил сначала в музыкальное училище при Московской консерватории, затем в саму консерваторию, где учился с Андреем Кончаловским, старшим братом Никиты Михалкова.

— Если ему бакенбарды приделать — абсолютный Ноздрёв! — говорил о сокурснике Андрей Кончаловский. — Обаятельный, не сдерживаемый абсолютно ничем! Поэтому бывали шрамы, бывал бит. И одновременно с этим гениальная музыка!

Как подтверждение тому, в 1957 году симфонической поэмой «Фестиваль» студента-второкурсника Овчинникова открывалась музыкальная часть Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве.

Своей музыкой довёл Хачатуряна до слёз

И всё же главный, поистине космический прорыв, замеченный критиками и кинозрителями всего мира, — это музыка нашего земляка к оскароносной эпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука. Подлинный многочасовой шедевр, вышедший из-под пера, из сердца двадцатилетнего студента Московской консерватории Славы Овчинникова. А ведь за право стать композитором экранизации боролись советские классики: Шостакович, Хачатурян, Свиридов, Хренников!

Но, конкурируя друг с другом, советские мастера искусств состязались и с американцами. Те в 1957-м сняли свою версию «Войны и мира» с Одри Хепбёрн и Генри Фондой в главных ролях. Экранизация имела большой успех. Поэтому наши кинематографисты, соотечественники Льва Толстого, права на творческую ошибку просто не имели.

Это подчёркивали и чиновники Госкино во главе с министром культуры Екатериной Фурцевой. Но Бондарчук настаивал: только Овчинников!

Знаменитая сцена бала из кинофильма «Война и мир». В роли Наташи Ростовой — Людмила Савельева, в роли Андрея Болконского — Вячеслав Тихонов.

Чтобы понять упорство великого режиссёра, вернёмся на несколько лет назад, в декабрь 1960-го, когда в московском Доме звукозаписи впервые прозвучала Первая симфония, написанная Славой еще в 19 лет.

Оркестром дирижирует знаменитый Александр Гаук. В зале — элита советской культуры. Кресел, стульев не хватает. Люди сидят на ступеньках, на полу — и режиссёр Тарковский, и пианист Ашкенази, где-то в зале сам автор симфонии. Здесь же и Бондарчук.

— Двадцать четыре минуты космоса, — вспоминает племянница композитора Елена Черникова. — На двадцать пятой минуте зал встал и, рукоплеща неистово, потребовал повторить симфонию на бис — целиком.

Такое в истории мировой музыки случилось лишь однажды, в день триумфальной премьеры 3-й симфонии Брамса.

— Меня схватил за руки Хачатурян, — вспоминал Овчинников. — И долго не отпускал. Говорил что-то хорошее. А я чувствовал, как мне на руки капают его слёзы.

Виниловое издание 1-й симфонии Овчинникова

...На Бондарчука услышанное произвело огромное впечатление. Решение было принято ещё в тот вечер. Но наверняка подготовила его и самобытная музыка Овчинникова к фильму — лауреату Венецианского фестиваля «Иваново детство» Тарковского.

Предложение Овчинникову было сделано. Тот согласился. Но с условием: извините, но я буду делать только то, что делаю всегда. И маститый художник понял художника молодого.

«Адская работоспособность и неиссякаемая жажда творить»

Для прослушивания на худсовете композитор написал четыре темы, в том числе и знаменитый «Вальс Наташи». Киношники, консультанты, министры их приняли единодушно. Но Фурцева возражала: молод, даже консерватории не окончил…

Тогда претендент разразился пламенной речью: Лермонтов, Пушкин, мой земляк Веневитинов! Значит, в прошлом мы допускаем право молодых на великие свершения, а сегодня… Привёл в пример он и брата Фиделя Кастро Рауля, которому в тот день устроили экскурсию по министерству и который был лишь незначительно старше претендента: посмотрите, как молод этот министр обороны Кубы! А ведь армией командовать — это труднее, чем музыку сочинять!

И суровая Фурцева, ошеломлённая доводами Овчинникова, кивнула: речь не мальчика, но мужа!

Его утвердили. И Слава делал для картины в разы больше, чем от него требовалось. Вместо шести часов музыки, необходимой для восьмичасовой картины, сочинил тринадцать!

Режиссёр Сергей Бондарчук

«На мой взгляд, он необыкновенно талантливый музыкант и сочинитель, — говорил об уроженце Воронежа Вячеславе Овчинникове режиссёр Сергей Бондарчук. — В нём удивительным образом сочетаются наивность и самоуверенность, житейская безалаберность и творческая дисциплина. Но над всем стоит адская работоспособность и неиссякаемая жажда творить, писать, работать. В этом своём желании он поистине неистов...» 

Одновременно с «Войной и миром» молодой композитор писал музыку и для другого гениального фильма — «Андрея Рублёва» (18+) Тарковского, и для «Первого учителя» (12+) Кончаловского, и для «Долгой счастливой жизни» (6+) Шпаликова — фильма, которым восхищался сам Микеланджело Антониони.

Такое совмещение вызывало ревность Бондарчука, но Овчинников только смеялся: да что же, у меня идей на всех не хватит, что ли?

И хватило! А позже и на великолепное «Дворянское гнездо» (18+) того же Андрея Кончаловского, и на «Они сражались за Родину» (12+) и «Степь» (16+) Бондарчука, и на потрясающую музыку, давшим вторую жизнь ранее немым лентам Александра Довженко, и на «Пришёл солдат с фронта» (12+) по сценарию Шукшина. Впрочем, от кино, от великих в кино, в первую очередь от Тарковского, Овчинников отошёл. Отказал в музыке и Никите Михалкову. Сосредоточился на сочинении собственных произведений.

Не согласился работать в Голливуде

Вулканический темперамент, «есенинский» характер композитора сильно осложняли жизнь: загулы, романы, потеря по дороге в ресторан премии Ленинского Комсомола, полученной накануне. К тому же пропажа обнаружилась, когда пришло время расплачиваться за грандиозный банкет в «Арагви». Свалил с ног боксёрским ударом гениального Святослава Рихтера. В Югославии во время съёмок «Битвы на Неретве» (12+) подружился с Тито; открыто выступил в защиту Солженицына, хотя тому вовсе не симпатизировал… Куражился.

— У меня отобрали временную московскую прописку, с милицией посадили на поезд и отправили в Воронеж, — вспоминал Овчинников.

Возвращение в Москву было мучительным: прописки не было, ночевал на вокзалах, спал в вагонах метро и телефонных будках… Спасли всё те же Михалковы-Кончаловские. Укрыли на Рублёвке, в родовом гнезде Сергея Михалкова, автора гимна СССР, что было надежнее любой крепости.

В 1973-м Москву потряс публичный дирижёрский дебют Овчинникова. В 1985-м с оркестром, управляемым нашим земляком, триумфально гастролировал великий Эмиль Гилельс.

После перестройки предлагали подработать в кино. Соблазняли десятками тысяч долларов. Так было со «Штрафбатом» (16+).

— Отказал, — рассказывал Вячеслав Александрович. — Во-первых, что шпана выиграла войну, что шли за ней НКВДшники — враньё. Я сын военного. Отца почти не видел из-за трёх войн. Поэтому среду эту знаю. Мы выиграли войну потому, что в какой-то момент простили друг другу всё, что до этого наделали. Почувствовали, что наступает страшное, что не с кем потом будет ссориться, увидели одну цель. И тогда победили!

Его приглашали в Голливуд. Не соглашался, отдавая время жизни русским, православным сочинениям. Старался закончить свои оперы, балеты, симфонии. Часто приезжал в Воронеж к маме, сёстрам, племянницам, к своему старому другу, директору музыкальной школы Анатолию Крюкову. Хотел посвятить ему одно из произведений…

В феврале 2019-го Овчинникова не стало. В первую годовщину кончины Вячеслава Александровича мне посчастливилось побывать в его московской квартире, поговорить с его вдовой, увидеть рабочее место композитора, его рояль, партитуры... Делюсь с вами этими незабываемыми мгновениями.

Рабочий стол, рояль композитора (фото: Лев Комов)

 

Оригинальная партитура. Первое издание. Из архива автора (фото: Лев Комов)
Иностранные виниловые издания музыки к киноэпопее «Война и мир». Из личной коллекции Вячеслава Овчинникова (фото: Лев Комов)