Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Как красота Воронежского края вдохновляла Рахманинова

Как красота Воронежского края вдохновляла Рахманинова

Всемирно известный композитор после двухлетнего творческого молчания, поселившись в усадьбе в слободе Красненькая Новохопёрского района, вновь начал писать музыку. В этом имении родилась наша землячка Анна Михайловна Раевская, одна из самых одарённых русских женщин XIX века.

В прошлой публикации мы рассказали о том, что связывает с Воронежским краем генерал-лейтенанта Николая Николаевича Раевского-младшего — правнука Ломоносова, друга Пушкина и одного из основателей Новороссийска. Раевский-младший скоропостижно скончался в июле 1843 года в своём имении в слободе Красненькая (Красная) Новохопёрского уезда, где и был погребён.

Это имение с большой усадьбой, красивым садом, конюшней, винокурней стало ему принадлежать после женитьбы на фрейлине Анне Михайловне Бороздиной, единственной дочери героя Отечественной войны 1812 года генерала Бороздина, родившейся в слободе Красненькая. Сегодня расскажем о судьбе вдовы Николая Раевского-младшего и двух её сыновей, а также о том, как красота Воронежской земли спасла композитора Сергея Рахманинова от творческого застоя.

Наша землячка финансировала экспедицию в Новую Гвинею

После внезапной смерти мужа 23-летняя вдова Анна Раевская осталась с двумя маленькими детьми на руках — одному было около четырёх лет, другому — два с половиной года. Замуж Анна Михайловна больше не вышла.

С юных лет эту образованную девушку, владеющую несколькими иностранными языками и проявлявшую недюжинные математические способности, привлекала археология. Анна часто отдыхала в отцовском имении в Крыму. Здесь впервые увидела античные памятники юга России, в юные годы принимала участие в раскопках в районе Керчи и на Таманском полуострове, когда удалось обнаружить скифский царский курган Куль-оба.

Уроженка Воронежской губернии Анна Раевская была членом Русского географического общества и Археологического общества.  Художник П.Ф. Соколов, 1830-е годы. (Государственный музей им. Пушкина)

Живя с мужем в Крыму, Анна Михайловна начала коллекционировать и скупать старинные предметы, понимая, насколько огромную историческую ценность они имеют.

Овдовев, Анна Раевская с двумя сыновьями уехала в Италию, где продолжала заниматься археологией и вела переписку с известными в те годы учёными. Изучала и приобретала древние монеты этрусков (одного из древнейших народов Италии) и таким образом стала основоположницей этрусской нумизматики.

Сыновья четы Раевских Николай и Михаил, будущие наследники имений в Крыму и в Воронежской губернии. Художник  Филиппо Палицци, 1846 г. (Государственный Эрмитаж)

Много путешествовала по Европе, изучала западноевропейскую археологию. Интересы этой неординарной женщины распространялись и на минералогию, и на палеонтологию, и на этнографию.

Спустя пять лет Анна Михайловна вернулась с детьми в Россию, где продолжила свою научную и благотворительную деятельность. Наша землячка финансировала открытие воскресных школ, покупку книг для детских приютов. Занялась приведением в порядок рукописей учёного Михаила Ломоносова. Светская жизнь её не интересовала, она посещала не балы, а научные лекции.

Раевская занялась самостоятельным проведением раскопок близ своих имений под Петербургом, в Крыму, в Воронежской губернии. С именем Анны Михайловны связаны проведения одних из первых археологических раскопок в Новохопёрском уезде (здесь есть и курганы эпохи бронзового века, и древнейшие стоянки, относящиеся к периоду мезолита и неолита).

В память о муже Николае Раевском к столетию со дня смерти его прадеда Михаила Ломоносова Анна Раевская выделила 2 000 рублей для учреждения в 1865 году «Ломоносовской стипендии Раевского» — благодаря этому четыре архангельских крестьянина смогли окончить Московский университет.

Кроме того, из личных средств профинансировала половину бюджета экспедиции Николая Миклухо-Маклая в Новую Гвинею. Уроженка Воронежской губернии Анна Михайловна Раевская была действительным членом Русского географического общества, членом Археологического общества, Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Множество экспонатов своих коллекций — старинные костюмы, музыкальные инструменты, предметы быта и пр. — она безвозмездно передавала в дар музеям. Сегодня экспонаты из собрания нашей землячки хранятся в Государственном историческом музее Москвы, Российском этнографическом музее.

Анна Михайловна Раевская скончалась в декабре 1883 года в Петербурге на 64-м году жизни. По завещанию была похоронена в своём родовом имении в Красном рядом с мужем. Знаменитый учёный, первый в России профессор географии, этнограф, археолог Дмитрий Анучин, который лично знал Анну Раевскую, в некрологе отметил её редкий, выдающийся, аналитического склада ум.

Сын стал почётным гражданином Новохопёрска

Оба сына Николая Николаевича и Анны Михайловны Раевских пошли по стопам отца и дедов и стали военными. Оба — и старший Николай, и младший Михаил — окончили физико-математический факультет Московского университета.

Старший сын Николай Раевский

Кроме того, сыновья унаследовали от отца увлечение сельским хозяйством. Старший Николай, имеющий чин полковника, участвовал в Среднеазиатских походах, служил в Туркестане. Там на свои средства организовал хлопковые и рисовые плантации, виноградники. В своих крымских имениях работал над улучшением способов виноделия. Во время Сербско-турецкой войны (1876 — 1877 гг.) добровольцем отправился воевать за независимость сербов. 20 августа 1876 года 36-летний Николай Раевский был сражён пулей. Потомков он не оставил — ни жены, ни детей у него не было.

Младший сын Михаил Раевский, почётный гражданин Новохопёрска

После гибели брата и смерти матери наследником имений в Крыму и в Новохопёрском уезде стал младший сын Раевских Михаил. Он был флигель-адъютантом в свите его Императорского величества, участвовал в русско-турецкой войне 1877 — 1878 гг., был награждён золотым оружием «За храбрость», множеством других наград. Дослужился до чина генерал-майора.

Был женат на фрейлине, княжне Марии Гагариной, у четы родилось десять детей — шесть дочерей и четыре сына. Один из них, Пётр Михайлович, является создателем 5-томного «Архива Раевских» (после революции жил и умер в Ницце).

В свободное от службы время Михаил Николаевич занимался своими крымскими парками, садами и виноградниками, построил красивый трёхэтажный дворец в мавританском стиле в Карасане, дворец сохранился до наших дней.

Дворец в Карасане, построенный Михаилом Николаевичем Раевским (дореволюционная открытка)

Был директором департамента земледелия Министерства государственных имуществ, членом Совета министров государственных имуществ — занимал эту должность до конца жизни. Также был президентом Императорского общества садоводов, стал автором первых российских учебников по плодоводству «Плодовая школа. Руководство для культуры плодовых дерев в Южной России» и «Плодовый сад», писал стихи, выпустил поэтический сборник.

Михаил Раевский часто бывал в родительском имении в слободе Красненькой, был приписан к воронежскому дворянству. В расположенном поблизости Калиново была дача Раевских, Михаил Николаевич разбил здесь сад, дендропарк с клумбами, фонтанами, липовыми, дубовыми аллеями и аллеями из крымских сосен. Была построена водонапорная башня.

Сегодня на территории спиртзавода в с. Красное Новохопёрского района охраняются государством 6 объектов — памятников истории и архитектуры регионального значения под названием «Спиртзавод Раевских». Также памятником является усадьба Раевских «Калиново» в одноимённом посёлке. От усадьбы сохранилась часть парка, почти разрушенные постройки конного завода, несколько флигелей, кирпичная водонапорная башня.

В 1891 году Михаил Николаевичу Раевскому присвоили звание почётного гражданина города Новохопёрска. Умер потомок славного рода Раевских в 1893 году в Севастополе в возрасте 52 лет.

Рахманинов и депрессия

После смерти Михаила Раевского усадьба в слободе Красной в основном подолгу пустовала. Большой дом из 30 комнат, окружённый садом, оставался на попечении управляющего.

В 1897 — 1903 годы управляющим имением в Красной был агроном Юлий Иванович Крейцер. Его дочь Елена ещё в 1893 году брала уроки музыки у Сергея Рахманинова, близко дружила с будущей супругой композитора Натальей Сатиной.

Тут надобно сделать небольшое отступление. Известность как композитор, дирижёр и пианист Сергей Рахманинов получил рано, ещё будучи студентом Московской консерватории. К тому времени он написал свою первую оперу «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы», работу высоко оценил Чайковский, московская публика Рахманинова обожала. Однако в марте 1897 года премьера его первой симфонии в Петербурге с треском провалилась. Сам Рахманинов спустя месяц писал композитору Александру Затаевичу: «Или я, как некоторые авторы, отношусь незаслуженно пристрастно к этому сочинению, или это сочинение было плохо исполнено. А это действительно было так. Я удивляюсь, как такой высокоталантливый человек, как Глазунов, может так плохо дирижировать? Я не говорю уже о дирижёрской технике (её у него и спрашивать нечего), я говорю о его музыкальности. Он ничего не чувствует, когда дирижирует. Он как будто ничего не понимает!»

Тем не менее критика обрушилась именно на создателя симфонии. Рахманинова обвиняли в эклектизме (смешении разнородных стилей), публика новаторскую музыку не приняла. Известный композитор Цезарь Кюи (родной брат воронежского архитектора Александра Кюи) жёстко написал: «Если бы в аду была консерватория, Рахманинов, несомненно, был бы в ней первым учеником». Николай Римский-Корсаков, мнением которого Рахманинов безмерно дорожил, тоже опубликовал отрицательный отзыв.

Провал послужил причиной глубокой депрессии Рахманинова. «Я был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись и голова, и руки…», — так описывал композитор своё состояние. В течение более чем двух лет Рахманинов ничего не сочинял, большую часть времени проводил лёжа дома на кушетке. Преодолеть творческий кризис ему помог известный в те годы психотерапевт Николай Даль и... красоты Воронежского края.

После курса лечения Сергей Рахманинов осенью 1897 года вернулся к дирижированию. А вот музыку сочинять не решался в течение более чем двух лет, вплоть до лета 1899 года.

Писал в Воронежской губернии гениальную музыку

Весной 1899-го управляющий имением Раевских Юлий Крейцер очень своевременно пригласил Рахманинова погостить в усадьбе в слободе Красненькой Новохопёрского уезда.

Сергей Васильевич приехал в начале мая и был очарован: дом, обращённый к саду, вокруг буйно цвела душистая сирень, рядом — пышные луга с цветами и травами, чистейшая река Савала, в нескольких верстах — Калиновская роща, дача, Шилово озеро с купальней и Хопёр.

В Красной Сергею Рахманинову были предоставлены все возможности для сосредоточенной работы. На воронежской земле в июле того же года Рахманинов-композитор прервал своё более чем двухлетнее творческое молчание — написал проникновенный хор «Пантелей-целитель» на стихи Алексея Толстого: «Пантелей-государь ходит по полю, // И цветов и травы ему по пояс, // И все травы пред ним расступаются, // И цветы все ему поклоняются...»

Скорее всего, эти строки перекликались с тем, что видел вокруг себя Рахманинов жарким летом 1899-го, поселившись в слободской усадьбе.

В Красное часто приезжала будущая супруга композитора Наталья Сатина (Рахманинов и Сатина обвенчались в апреле 1902-го, кстати, она приходилась ему кузиной по линии отца). Ученица композитора Елена Юльевна Жуковская (урождённая Крейцер), ставшая в будущем пианисткой и вокальным педагогом, вспоминала: «Иногда мы уходили в сад, располагались где-нибудь в тени на траве или на свежескошенном сене, и начинался у нас квартет a cappella. У Наташи было высокое сопрано, я пела второй голос, брат — партию тенора, а Сергей Васильевич был одновременно и басом, и дирижёром... Помню, что всё выходило у нас очень хорошо и доставляло нам большое удовольствие. Пели мы обыкновенно русские песни и только что написанный им хор «Пантелей-целитель».

Елена Юльевна писала, что в усадьбе строгий режим придерживался лишь в отношении трапез, в остальное время каждый был предоставлен сам себе, что во всех отношениях устраивало Рахманинова. Он музицировал по нескольку часов — специально для него из Воронежа взяли напрокат концертный рояль фабрики Шрёдер.

В тот год Рахманинов прожил в Красном до середины октября. На следующее лето приехал вновь, и на следующее тоже. В общей сложности композитор прожил в имении Раевских в Красной три лета подряд, до середины осени — в 1899, 1900 и 1901 годы.

Эти три лета, проведённые Рахманиновым на Воронежской земле, стали очень плодотворными и переломными в его творческой биографии.

В наших краях он помимо хора «Пантелей-целитель» создал пьесу-фантазию для фортепиано; транскрипцию украинской народной песни «Чоботы» для хора а капелла; сонату для виолончели и фортепиано, посвящённую виолончелисту Анатолию Брандукову; несколько других пьес, романсов и миниатюр.

Отдельно стоит сказать о написанном в 1900 году романсе «Судьба» на стихи Алексея Апустина, с ремаркой композитора: «К Пятой симфонии Бетховена» (это одно из самых известных произведений классической музыки, сам Бетховен говорил о главном мотиве первой части: «Так судьба стучится в дверь»). Романс примечателен тем, что в нём обыгрывается знаменитый бетховенский мотив. Этот романс считается одним из лучших произведений Рахманинова, первым его исполнителем стал друг Рахманинова Фёдор Шаляпин:

С своей походною клюкой,
С своими мрачными очами,
Судьба, как грозный часовой,
Повсюду следует за нами.
Бедой лицо ее грозит,
Она в угрозах поседела,
Она уж многих одолела,
И всё стучит, и всё стучит...

В слободе Красной Сергей Рахманинов написал ставший знаменитым Второй концерт для фортепиано с оркестром (автор посвятил его доктору Далю). Премьера состоялась в Москве в октябре 1901 года. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 стал одним из самых великих произведений в истории классической музыки, он входит в репертуар всех ведущих пианистов мира.

В мае 2023 года к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова в селе Красное Новохопёрского района был открыт памятник великому композитору. Скульптурная композиция называется «Сирень» — такое же название носит романс Рахманинова на стихи Екатерины Бекетовой. Для Рахманинова сирень всегда имела особое значение, он называл её «цветок моей души», белую сирень ему дарили поклонники во время концертов.

Местные жители уверены: майское буйное цветение сирени в слободе Красной вдохновило композитора на создание этого произведения. Искусствоведы говорят, что весенняя лирика Рахманинова, и романс «Сирень» в частности, отличается особой свежестью, ассоциирующейся с лёгким дуновением ветра в листве и благоуханием ароматов в весеннем воздухе.

Если вам доведётся весной побывать на Новохопёрской земле — посетите село Красное, чтобы походить по тропкам, по которым бродил великий композитор, и услышать в шелесте листвы, тихом плеске Савалы и аромате сирени дивную музыку Рахманинова...

Фото: «Википедия»