Отец Александра Кюи был французским офицером. В 1812 году в рядах наполеоновской армии отправился воевать в Россию. Под Смоленском получил ранение, был пленён. Его сослали в Сибирь. Со временем бывший офицер французской армии обрусел и навсегда остался жить в России. Звали его Антоном Леонардовичем. Он много ездил по стране, в итоге оказался в городе Вильна (ныне столица Литвы Вильнюс, а в те годы — административный центр Литовско-Виленской губернии Российской империи).
В Вильне женился, там у Антона Леонардовича и его супруги Юлии Лаврентьевны — дочери известного в те годы инженера и архитектора Лаврентия Гуцевича — родились сыновья. Первого мальчика, появившегося на свет, нарекли Наполеоном, в 1824-м родился Александр (имя дали в честь Александра Македонского), в 1835-м — Цезарь.
Дети оказались талантливыми. Повзрослев, Наполеон и Александр окончили Императорскую Академию художеств. Наполеон стал художником и одним из первых фотографов Санкт-Петербурга. Младший, Цезарь, — известным композитором, членом знаменитой «Могучей кучки», куда входили Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков, Милий Балакирев.
Проектировал постамент для Петра I
Александр Кюи был учеником знаменитого архитектора, профессора Константина Тона, по проекту которого в Москве был построен великолепный храм Христа Спасителя, полностью разрушенный в 1931 году. А вот возведённый по проекту Константина Тона в 1865 году Воскресенский собор и поныне украшает город Новохопёрск Воронежской области.
Под руководством профессора Академии художеств Николая Ефимова молодой архитектор Александр Кюи участвовал в строительстве Нового Эрмитажа (знаменитое здание с атлантами), Министерства государственных имуществ в Санкт-Петербурге и в перестройке здания Петербургской Думы. В 1859 году Александр Кюи был признан академиком.
К этому времени он уже пять лет как жил в Воронеже, куда приехал в 30-летнем возрасте. Вёл строительство офицерских флигелей и солдатских казарм на улице Грузовой (ныне Студенческая). С 1857-го руководил работой по сооружению в Воронеже памятника Петру I, монумент был торжественно открыт в 1860 году. Это был первый памятник в Воронеже.
Скульптором был Антон Шварц, архитекторами — Александр Кюи и Давид Гримм. Гранит для постамента привезли по Дону из Павловска на Вилкову пристань (микрорайон Тенистый). Именно Александр Кюи отобрал подходящую гранитную глыбу, разработал проект постамента, руководил работами по обустройству местности, по установке памятника.
Первый памятник Петру I до наших дней не сохранился — во время оккупации фашисты вывезли в Германию бронзовый монумент Петра на переплавку. А вот тот самый гранитный пьедестал, которому более 160 лет, остался. Уже после войны, в 1950-е, на этот павловский гранит, выбранный Александром Кюи в середине XIX века, поставили новую скульптуру Петра I — ту, которую мы видим сейчас.
Был директором приюта 30 лет
В 1859 году Александр Кюи был назначен городским архитектором, а с 1870-го — губернским архитектором, прослужил в этой должности 36 лет.
Александр Антонович очень много сделал для Воронежа. С 1868 года являлся архитектором по прокладке водопровода (инженерной частью руководили английские специалисты) и проектировал наземные сооружения — можете себе представить, насколько важным делом для губернского города было строительство водопровода!
Александр Кюи — один из авторов памятника поэту Алексею Кольцову: Кюи выполнил общий рисунок бюста, который затем создал скульптор из Санкт-Петербурга Августино Трискорни. Александр Антонович руководил установкой памятника, работал над планировкой Кольцовского сквера. Памятник Кольцову из белого каррарского мрамора был торжественно открыт в 1868 году.
Александр Кюи работал также над перестройкой и расширением Благовещенского собора в Митрофановском монастыре (сегодня на его месте находится ВГУ); по его проекту было достроено в длину здание Воронежской духовной семинарии (ныне — проспект Революции, 29, здесь располагается колледж строительных технологий).
Также по проекту Кюи был надстроен второй этаж Александринского детского приюта (улица Карла Маркса, 45). Ныне этот дом с башенкой, расположенный возле Каменного моста, известен каждому воронежцу. Здание является памятником архитектуры.
Последним директором Александринского детского приюта был Александр Антонович Кюи, он прослужил в этой должности около 30 лет.
В Воронеже Александр Антонович Кюи был очень известным и уважаемым человеком. Имел чин действительного статского советника (этот гражданский чин давал право на потомственное дворянство, соответствовал чину генерал-майора в армии). Был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 3-й степени. Избирался вице-директором Воронежского отделения Русского музыкального общества, с 1893 по 1901 год — гласным городской Думы.
Воронежский архитектор Александр Кюи был женат на Ядвиге Фердинандовне (урождённой Рымашевской), она была младше мужа на 13 лет. У них было пятеро детей: сыновья Виктор, Антон, Мориц, Иосиф (умер в 5-летнем возрасте) и дочь Юзефа-Антонина (девочка скончалась спустя семь месяцев после рождения).
Взорвали храм, уничтожили могилу...
Александр Кюи был автором проектов нескольких церквей Воронежской губернии — в Нижнедевицком уезде, в Коротоякском, в Задонском (ныне Липецкая область). Те, кто был в Задонске, наверняка видели творения нашего земляка — это собор Троицы Живоначальной Троицкого монастыря и собор Вознесения Господня в Задонском Богородице-Тихоновском Тюнинском монастыре, которые сохранились и поныне.
Наиболее значимой работой Александра Кюи был Владимирский собор в Воронеже. Храм находился на Новоконной площади (сегодня здесь находится Комсомольский сквер, он расположен между улицами Кольцовской, 9 Января, Свободы и Революции 1905 года).
Величественный храм Святого Владимира в русско-византийском стиле был построен в 1896 — 1909 годах в честь 900-летия крещения Руси и освящён во имя святого равноапостольного князя Владимира.
Отделочные работы велись до 1918 года. В том же году храм был освящён. Но едва только в новом красивом храме начались первые богослужения, большевики описали имущество храма, в 1930-м сделали из него зернохранилище, а через год, в 1931-м, Владимирский храм взорвали...
До первых богослужений во Владимирском храме Александр Кюи не дожил — он ушёл из жизни в 1909 году. За несколько лет до своей смерти архитектор похоронил 44-летнего сына Антона, следом — супругу Ядвигу, затем — старшего сына Виктора.
Супруга и дети архитектора, включая сына и дочку, умерших в раннем детстве, были похоронены в Воронеже на Чугуновском кладбище. Здесь же в марте 1909 года был погребён воронежский архитектор Александр Антонович Кюи. В 1916 рядом с родителями, братьями и сестрой похоронили сына Александра Кюи, подполковника Морица Кюи — он умер в Москве, но был погребён в родном Воронеже.
К сожалению, от семейного захоронения Кюи ничего не осталось. Чугуновское кладбище в 1960-е годы было уничтожено, могила архитектора Александра Кюи утрачена. Ныне на месте кладбища располагаются Дворец спорта и телецентр.
Вот так и получилось: сначала уничтожили главное творение талантливого архитектора — Владимирский собор, а потом и место последнего приюта...
Обычно, когда мы рассказываем о выдающихся людях в рубрике «Мы знаем!», в конце мы повествуем о том, как в Воронеже и в целом в стране чтят память наших выдающихся земляков.
А вот Александр Кюи оказался незаслуженно забыт. В Воронеже — городе, для которого архитектор сделал так много, нет ни улицы, названной в его честь, ни переулка, ни сквера, ни мемориальной доски.
Когда вы в очередной раз остановитесь полюбоваться памятниками Петру I, Алексею Кольцову в Кольцовском сквере, вспомните, что появились они в нашем городе и до сих пор являются его визитными карточками во многом благодаря архитектору Александру Антоновичу Кюи.