Виолончелист, пианист, дирижёр, композитор, педагог. Народный артист РСФСР и СССР, лауреат Ленинской и Сталинской премий, Государственной премии РФ, пятикратный лауреат музыкальной премии Грэмми. Был награждён множеством орденов и медалей — как отечественных, так и зарубежных, в том числе двумя орденами «За заслуги перед Отечеством». Почётный профессор Ленинградской, Московской, Ереванской, Кубинской консерваторий; почётный доктор 50 зарубежных университетов, среди которых Гарвардский, Оксфордский, Кембриджский, Сорбонна и др. Почётный гражданин 28 городов и областей более 10 стран. Это всё о нём — Музыканте с большой буквы Мстиславе Леопольдовиче Ростроповиче.
Воронежцам есть чем гордиться — именно в нашем городе началась творческая деятельность знаменитой музыкальной династии.
Породнились с семьёй Столля
Дед Мстислава Ростроповича Витольд родился в апреле 1856 года в Варшавской губернии, она в те годы была частью Российской империи. Его предки относились к дворянскому роду, известному с конца XVII века.
В 1870-е Витольд Ростропович уехал в Лейпциг, окончил там политехнический институт, параллельно обучался музыке в местной консерватории. А в 1879 году приехал в Воронеж, преподавал игру на фортепиано, был участником и организатором многих благотворительных концертов. С 1896 года — директор Воронежского отделения Императорского русского музыкального общества.
Вскоре по приезде в Воронеж Витольд познакомился со своей будущей женой — Матильдой Пуле. Отцом девушки был Александр Петрович Пуле, преподаватель немецкого языка в Воронежском кадетском корпусе.
Мать Матильды — Анна Германовна Пуле (в девичестве Столль). Отец Анны Герман Столль был главным городским врачом, он очень много сделал для развития здравоохранения в Воронеже. А брат Анны Вильгельм Столль, дядя Матильды, был известным в России и за рубежом предпринимателем, промышленником, меценатом.
Семья Столлей очень любила музыку, в доме нередко проходили вечера-концерты. Сам Герман Фридрихович играл в кирхе на органе, состоял членом Воронежского отделения Императорского русского музыкального общества.
Родители Матильды одобрили выбор дочери: Витольд Ростропович был очень образованным молодым человеком, прекрасным музыкантом, преподавателем, неплохо зарабатывал. Весной 1880 года Витольд и Матильда обвенчались. Вот так благодаря встрече с Матильдой Витольд Ростропович навсегда связал жизнь с нашим городом и стал основателем музыкальной династии, а Воронеж стал её родиной.
Могила деда знаменитого музыканта утеряна
У Матильды и Витольда Ростропович в Воронеже родилось четверо детей — две дочери Ядвига и Нина и сыновья Станислав и Леопольд.
Семья сначала жила в доме на Большой Дворянской (проспект Революции), затем переехала на Неёловскую улицу, сейчас это улица Пятницкого.
Дом № 54 из красного кирпича сохранился до наших дней. На здании имеется мемориальная доска, на которой указано, что здесь жили музыканты и педагоги Ростроповичи — Витольд Ганнибалович и Леопольд Витольдович.
В Воронеже Витольд Ростропович в течение более 15 лет, с 1889-го по 1905-й, обучал фортепианной игре учащихся мужской гимназии и давал домашние уроки. Кстати, он обучал музыке воронежского гимназиста Бориса Эйхенбаума, который впоследствии стал видным литературоведом, профессором Ленинградского университета.
Витольд Ростропович известен как автор нескольких музыкальных сочинений, которые издавались в Воронеже, и педагогических сборников. Скончался Витольд Ганнибалович внезапно в возрасте 57 лет в сентябре 1913 года. Был похоронен на Чугуновском кладбище в Воронеже. Это кладбище в советские времена было уничтожено, на его месте сейчас расположены ДС «Юбилейный» и телецентр. Могила Витольда Ростроповича не сохранилась.
Овдовевшая Матильда Александровна — бабушка Мстислава Ростроповича — жила в Воронеже до самой своей смерти — предположительно она умерла в 1942 году во время немецкой оккупации.
За что отец Мстислава Ростроповича был помещён в воронежский лагерь
Леопольд — отец Мстислава Ростроповича — был младшим ребёнком в семье. Родился он 26 февраля 1892 года. Учился в Воронежской классической гимназии и был очень увлечён музыкой.
Талант передался по наследству, отец обучил его игре на фортепиано. Но огромное влияние на юного Леопольда оказала встреча с чешским виолончелистом Александром Лукиничем, который с1902-го по 1905-й жил в Воронеже, играл в ансамбле вместе с Витольдом Ростроповичем, тот брал с собой на репетиции младшего сына. Виолончель покорила юного Леопольда. Александр Лукинич стал его обучать игре на этом инструменте. Уже с 12 лет Леопольд участвовал в концертах. Многие отмечали его прекрасную игру.
Леопольду было всего 13 лет, когда отец отвёз его в Санкт-Петербург для поступления в консерваторию по классу виолончели и фортепиано, которую Леопольд окончил в 18 лет с золотой медалью. После этого были поездки за рубеж — Польша, Франция, Англия, учёба в Пражской консерватории. Его концерты неизменно вызывали восторженные отзывы у публики.
В 1911 году Леопольд вернулся в Россию, лето провёл у родителей в Воронеже, выступал с благотворительными концертами. Вообще, Леопольд часто навещал родителей. А после смерти отца практически каждый год приезжал в родной город к матери и почти всегда давал концерты.
С 1912-го Леопольд играл в симфоническом оркестре Императорского Мариинского театра. Через год окончил в Париже высшую школу виртуозов, с неизменным успехом гастролировал в крупных российских городах и за рубежом. В Берлине ему присвоили звание «Первый виолончелист Европы» и в качестве приза вручили от музея Мендельсона виолончель работы Гварнери. Ему прочили всемирное признание, но грянули Первая мировая война, потом — революция, Гражданская война...
Летом 1919-го, в разгар Гражданской войны, 26-летний Леопольд Витольдович, за год до этого получивший звание профессора Саратовской консерватории, приехал в очередной раз в Воронеж. Вернуться в Саратов не удалось — была разрушена железная дорога. Ростропович остался в Воронеже, а осенью в город вошли белогвардейцы.
Как писал воронежский историк, профессор, автор книги «Воронежские Ростроповичи. Семейный портрет на фоне истории» (12+) Александр Акиньшин, 5 октября в местной газете «Воронежский телеграф» был опубликовано объявление о предстоящем концерте известного виолончелиста Леопольда Ростроповича. В объявлении говорилось, что средства от выступления якобы поступят «по его желанию» в распоряжение белого генерала Шкуро, что таких концертов будет несколько и что Леопольд Ростропович собирается создать оркестр имени генерала Деникина. Записываться предлагалось на дому у Ростроповича на улице Неёловской. (Что интересно — объявление о состоявшемся концерте опубликовано не было, судя по всему, он и не состоялся, это позже пытался доказать и сам Ростропович — об этом читайте ниже).
Той же осенью 1919-го красноармейцы выбили белых и вошли в город. Ростроповича в Воронеже не оказалось, а через год он вернулся. Причём с удостоверением Наркомпроса, предписывающим ему инспектировать музыкальные учреждения в Воронеже.
Над головой Леопольда Витольдовича сгустились тучи. В «Воронежской коммуне» появилась статья «Белогвардейский держиморда»: «На днях прибыл в Воронеж небезызвестный воронежцам содержатель частной музыкальной школы гражданин Ростропович. Тем, кто оставался в Воронеже в дни безудержного разгула пьяных банд Мамонтова и Шкуро, хорошо известно, как сей почтенный муж услаждал слух пьянствующих генералов чудными звуками симфонического оркестра, которым он дирижировал».
9 ноября 1920 года Леопольда Ростроповича арестовали. На допросах он пытался доказать, что белые силой его заставили дать то злополучное объявление, под угрозами вынуждали создать оркестр. Однако концерт так и не состоялся — музыкант сослался на болезнь руки. И никакого оркестра он не создавал. Также Леопольд Ростропович объяснял, что белогвардейцы заставили его отходить из Воронежа вместе с ними, поскольку он подходил под призывной возраст. Но через некоторое время, находясь в Белгороде, музыкант заболел сыпным тифом. Он проходил лечение в госпитале, когда в город вошли красные. После излечения от тифа работал на благо советской власти, выступал перед ранеными красноармейцами, потом в Самаре два месяца ходил на агитационном пароходе «Красная Звезда». Затем в Москве осенью 1920 года ему Наркомпрос выдал ему удостоверение и поручил инспектировать состояние музыкального образования в Воронежской и Курской губерниях.
Тем не менее Леопольда Ростроповича обвинили в сотрудничестве с белогвардейцами и в декабре 1920-го приговорили к двум годам лагеря, однако с учётом амнистии срок сократили до одного года. Лагерь размещался в Митрофановском монастыре и действовал там до 1923 года (в 1929 году монастырь был закрыт, в годы Великой Отечественной войны разрушен. На его месте сейчас стоит главный корпус ВГУ).
В лагерь Ростроповича отправили в январе 1921-го, где он трудился на принудительных работах. Благодаря вмешательству Центрального исполнительного комитета в июне того же года Леопольда освободили.
Мать Мстислава Ростроповича тоже из музыкальной семьи
После освобождения Леопольд Ростропович уехал в Саратов, при этом продолжал бывать в Воронеже, где навещал мать. Уже через год после отбывания наказания он давал в родном городе концерт.
Незадолго до этого, в августе 1921-го, Леопольд Ростропович познакомился со своей будущей женой, выпускницей Московской консерватории Софьей Федотовой, когда был с концертом в Оренбурге — Софья ему аккомпанировала на фортепиано.
Софья, как и Леопольд, тоже из образованной и музыкальной семьи. Её отец Николай Федотов, дед Мстислава Ростроповича по материнской линии, состоял на службе в кадетском корпусе, женском институте императора Николая II, имел музыкальное образование, много лет служил регентом в разных рамах Оренбурга. Он ушёл из жизни в 1902 году, когда ему было 43 года.
Его жена Ольга Сергеевна (бабушка Мстислава Ростроповича) была пианисткой, образование получила в Женском институте императора Николая I. Она в 1906 году открыла в Оренбурге специальное учебное заведение — Музыкальные классы, её считают основателем музыкального образования в этом городе. Скончалась Ольга Сергеевна в 1926 году.
Леопольд Ростропович и Софья Федотова заключили брак в Оренбурге 23 января 1922 года. А в 1925 году азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков пригласил музыканта в Баку. С этого времени по 1931 год Леопольд Ростропович — профессор Азербайджанской консерватории. Он создал первый в республике струнный квартет. Первые сочинения для этого квартета были написаны классиками азербайджанской музыки Узеиром Гаджибековым и Абдулом-Муслимом Магомаевым — дедом знаменитого советского певца Муслима Магомаева.
У четы Ростропоичей родились дети: в Оренбурге в июне 1925-го дочь Вероника, а 27 марта 1927-го в Баку появился на свет сын Мстислав.
Осенью 1931-го года Леопольд Витольдович вместе с семьёй переехал в Москву, где давал концерты и преподавал в знаменитой школе имени Гнесиных. Через четыре года ему присвоили звание заслуженного артиста РСФР.
Чета Ростроповичей с детьми навещала в Воронеже бабушку Вероники и Мстислава Матильду Александровну, да и она несколько раз приезжала к сыну и внукам в столицу.
В начале Великой Отечественной войны семья Ростроповичей вернулась в Оренбург, где блестящий музыкант Леопольд Ростропович преподавал в музыкальном училище и подрабатывал игрой в кинотеатре. Умер Леопольд Витольдович от сердечного приступа 31 июля 1942 года. Ему было 50 лет. Его супруга, мать Мстислава Ростроповича, скончалась в 1971 году.
В июне 1992 года Леопольд Витольдович Ростропович был посмертно реабилитирован.
Дарил любимой цветы с солёными огурцами
Когда не стало Леопольда Ростроповичу, его сыну Мстиславу было 15 лет, а дочери Веронике — 17. Оба они переняли от своих родителей недюжинный музыкальный талант. Вероника впоследствии стала скрипачкой, ну а Мстислав — известным на весь мир виолончелистом.
В 16 лет Мстислав поступил в Московскую консерваторию, окончил её в 1946-м и уже на следующий год выиграл I премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге. В 1951 году 24-летний Мстислав Ростропович стал лауреатом Сталинской премии II степени.
Интересна история знакомства Мстислава с будущей женой, оперной певицей Большого театра Галиной Вишневской. Это случилось в 1955 году. Познакомились они в ресторане «Метрополь» на приёме иностранной делегации, 28-летний музыкант влюбился с первого взгляда и предложил её проводить. Услышав от неё, что она замужем, заявил: «Это мы ещё посмотрим!»
Вскоре они оказались вместе на фестивале «Пражская весна». Мстислав Ростропович (кстати, на фестивале он завоевал 1-ю премию) ухаживал за дамой сердца, дарил ей цветы и... солёные огурцы, которые она очень любила. Эти четыре дня в Праге решили всё: Галина была покорена обаянием Мстилава, и он сделал ей предложение руки и сердца. Вишневская вспоминала: «Только четыре дня в золотой Праге, а фактически мы уже муж и жена, хотя ни одна душа на свете не знает об этом. Мы решили, что по приезде в Москву поженимся», — вспоминала Вишневская.
По возвращении из Праги певица рассталась с прежним супругом и вышла замуж за Мстислава. Впоследствии, когда его спрашивали, что он думает о таком скоропалительном шаге, он ответил: «Я жалею, что потерял эти четыре дня». Они прожили вместе 52 года... Однажды музыканту задали вопрос о секрете такого долгого брака, и он ответил: «Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь».
Через год после свадьбы у супругов родилась дочь Ольга, а в 1958-м — дочь Елена. Почти сразу после женитьбы супруги стали выступать вместе: Вишневская пела, Ростропович аккомпанировал на фортепиано. Их дуэт стал одним из самых знаменитых в мире.
Многие произведения были написаны специально для Мстислава Ростроповича — свои сочинения ему посвятили Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников, Арам Хачатурян, Леонард Бернстайн и другие.
В 1962 году Ростропович впервые стал за дирижёрский пульт. А в 1968-м под его руководством в Большом театре была поставлена опера «Евгений Онегин» Чайковского, позже — «Война и мир» Прокофьева.
В 1950 — 1960-е годы Мстислав Леопольдович несколько раз приезжал с гастролями в Воронеж, на родину своего отца, встречался с родственниками по бабушкиной линии.
Но после того как в 1969 году Мстислав Ростропович открыто поддержал опального писателя Александра Солженицына, началась отмена концертов и туров, а с 1972-го всемирно известный музыкант стал невыездным из СССР.
После вмешательства зарубежных политиков и известных деятелей искусств Ростроповичу выдали выездную визу. В 1974 году сначала уехал глава семейства, а чуть позже — Галина Вишневская с дочками. В 1978 году Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую лишили советского гражданства.
Мстислав Ростропович был дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне (с 1977 по 1994 год), работал в Берлинской и Лондонской филармониях, Бостонском и Лондонском симфонических оркестрах. Имя Мстислава Ростроповича гремело на весь мир.
«Я счастлив, что познакомился с воронежцами»
В 1990 году Вишневская и Ростропович были восстановлены в советском гражданстве. С тех пор они часто приезжали в Россию, а спустя два года вернулись в Москву. В 2002 году известная лондонская газета назвала Мстислава Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов».
Мстислав Ростропович не раз бывал в Воронеже. В феврале 2002-го приезжал вместе с Галиной Вишневской на открытие мемориальной доски на доме № 54 на улице Пятницкой, где жили его дед Витольд и отец Леопольд Ростроповичи. Тогда же, в начале 2002-го, Воронежскому музыкальному училищу было присвоено имя Леопольда и Мстислава Ростроповичей.
В начале 2004-го выдающийся маэстро побывал на торжестве в честь 100-летия музыкального училища (с 2006 года это учебное заведение носит название «Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей»). Тогда Мстиславу Ростроповичу присвоили звание «Почётный профессор Воронежской государственной академии искусств». Гениальный виолончелист и дирижёр дал в Воронежском музыкальном училище несколько незабываемых мастер-классов.
Третья в XXI веке поездка в Воронеж состоялась в декабре 2006 года. Мстислав Ростропович приезжал в наш город на три дня: провёл творческую встречу, побывал на церемонии открытия мемориальной доски Дмитрию Шостаковичу, на презентации книги Александра Акиньшина «Воронежские Ростроповичи. Семейный портрет на фоне истории». Мстислав Леопольдович высоко оценил это произведение. Александр Акиньшин проделал невероятно кропотливую работу по сбору архивных фотографий, документов, переписки.
Увы, то была последняя поездка великого музыканта в Воронеж. 27 апреля 2007 года Мстислав Ростропович умер в возрасте 80 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
...В сентябре 2002-го Мстиславу Ростроповичу было присвоено звание «Почётный гражданин города Воронежа». Маэстро был очень тронут и направил в Воронеж телеграмму, в которой, в частности, написал: «Здесь, на Воронежской земле зародилась и пустила глубокие корни музыкальная династия семьи Ростроповичей. Мои отец и дед жили, работали и были счастливы в вашем красивом и светлом городе. Я тоже счастлив, что познакомился с Воронежем и воронежцами».