ГОЛЫШЕВ Геннадий Анатольевич
Младший сержант

ГОЛЫШЕВ 
Геннадий Анатольевич

1968 — 1988

Младший сержант, командир отделения, родился 6 марта 1968 г. в г. Воронеже, русский. Учился в средней школе № 21. Окончил ПТУ № 3 по специальности «слесарь-сборщик летательных аппаратов». В Вооруженные Силы СССР призван Левобережным РВК г. Воронежа 2 июня 1986 г. Учебную подготовку прошел в Туркмении (г. Ашхабад). В Республике Афганистан — с ноября 1986 г. Служил в 56-й гв.отд. десантно-штурмовой бригаде (в/ч пп 44585, г. Гардез). Участвовал в 5 боевых операциях, в том числе в округе Хост. Погиб 7 марта 1988 г. в районе перевала Сатикандав провинции Пактия.

От взрыва мины БМП перевернулась, были и погибшие, и покалеченные. Из-за обстрела вертолет не смог вовремя эвакуировать их в госпиталь.

Гена был единственным сыном у матери.

«Гена-Геночка, — горестно вздыхает мама Прасковья Михайловна, — и зачем нам такое горе… И сейчас слышу его голос: мамочка, как у тебя день прошел? Как ты себя чувствуешь, мамочка?..

С мужем разошлась — бил сильно. С пяти лет, такого кроху, оставляла одного дома. Крановщицей работала, по две, а то и три смены. Учила его самостоятельности. Из садика приходил, наливаю воды: а ну-ка, руки мой, рубашечку стирай. И он стирает, маленький… Так и рос, сам все в жизни делал, до всего доходил. С работы меня встречает, сумки берет. Сядем за стол: мамочка, как ты хорошо готовишь, пальчики оближешь! Однажды, еще был маленьким, с детьми соседскими играл, а потом выхожу: его бьют. За что бьете? «У него папы нет!» А ты почему стоишь, не отбиваешься?! 

Очень ласковый, не любил, когда я голос повышала, сразу говорил: мамочка, не волнуйся!

Подрос, стал серьезно готовить себя к армии, штангу таскал — все стулья в доме переломал. В саду турник соорудил, а еще боксом с другом занимался. По утрам бегал к садам, мылся в холодной воде, спал на фанере. Правда, учеба у него не ладилась, все «тройки» да «тройки», я уж и за ремень бралась, а он мне: мамочка, исправлюсь! Пошла мода на «балахоны» — а у нас известно какой достаток — так он сам себе сшил, до сих пор лежит. Переписывался с девочкой Аннет, со словарем переводил на польский ей письма.

На рыбалку ходил, в отдельную книгу всякие премудрости рыбацкие выписывал. Пел под гитару, а голос нежный, не командирский. В восьмом классе одного отпускала в Мурманск, не боялась.

Когда приехала к нему в Ашхабад, он первым делом предупредил: мамочка, прошу тебя, не ходи к командиру жаловаться, куда пошлют, там и буду служить, что я — лучше других?! А если бы пошла, как другие, может, и жив бы остался Геночка?!

Через два месяца после его гибели умерла бабушка. Иван, мой брат, бывший десантник, по Геночке так тосковал, что слег с сердцем в больницу, а меня в другую больницу отвезли. 

На могилке однажды нашла цветы белые и записку от девушки: «Как же, Гена, мы с тобой не встретились?» — читала и плакала…»

Награжден орденом Красной Звезды (посмертно), медалями «70 лет ВС СССР», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Похоронен в с. Никольское Левобережного р-на. В память о Геннадии Голышеве на здании гимназии № 7 г. Воронежа установлена мемориальная доска.

1988 год