Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Анатолий Дуров и его воронежский «диснейленд»

Анатолий Дуров и его воронежский «диснейленд»

Сегодняшний наш рассказ — о выдающемся цирковом артисте, клоуне и дрессировщике, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с нашим городом

Весной 1901 года сонную тишину узкой горбатой воронежской улочки Мало-Садовой нарушило появление эффектного господина аристократического вида. Крайний домик и участок, круто падающий с горы в реку, купил дворянин — знаменитый клоун и дрессировщик Анатолий Дуров.

Дорога к мечте

Братья Владимир и Анатолий Дуровы были погодками (1863 и 1864 годов рождения). У них рано умерла мать, потом от горя спился и умер отец, и мальчишек взял на воспитание крёстный — богатый московский адвокат Захаров.

Детей отдали в военную гимназию, но уже через два года 12-летнего Анатолия выгнали. Он хотел быть клоуном, стоял на голове, ходил на руках, приносил на уроки лягушек и мышей и тяги к учению не проявлял.

После исключения Анатолия крёстный отдал мальчишек в частный пансион. Владимир тоже любил цирк, и всё свободное время братья проводили в сарае, тайно тренируясь под руководством гимнаста из балагана. Желание ребят стать циркачами понимания у опекуна не находило.

Первая жена Анатолия Дурова Тереза Штадлер

В 16 лет Анатолий сбежал из дома в балаган. Он выступал там как акробат, канатоходец, фокусник. В следующей труппе был гимнастом. Потом два года гастролировал по городам, познакомился в одном из цирков с наездницей немкой Терезой Штадлер и женился на ней.

Супруга поддерживала Анатолия в его начинаниях. Дуров мечтал стать клоуном, приготовил сольную клоунскую программу и разослал письма с предложениями директорам цирков. И вот — о, радость! — его пригласил известный в цирковом мире Максимилиан Труцци выступать в Воронеже.

Город первого успеха и стендапы Дурова

В 1882 году 18-летний юноша приехал в наш город, и зрителям понравилась его соло-программа. Анатолий не был клоуном, который кривлялся на потеху публике, получал пощёчины и падал в опилки. Клоун Толли (под таким псевдонимом Дуров вышел к воронежской публике) просто шутил. Зритель услышал остроумные пародии и злободневные стихи. Так что ещё в XIX веке Дуров представлял публике то, что сейчас зовётся словом «стендап» — выступление, в котором артист общается напрямую со зрителем.

На внезапные выпады Анатолий реагировал молниеносно, импровизации были так же остроумны, как и подготовленные программы. Однажды чем-то обиженный зритель из первого ряда крикнул ему: «Сколько будет от Дурова до дурака?» Артист, ведущий по барьеру арены кого-то из животных, остановился перед креслом спросившего и ответил: «Один шаг».

Его импровизациям рукоплескали. Крики «Браво, Дуров!» сопровождали его выступления. Зависть не заставила себя ждать. Однажды, читая монолог, Анатолий почувствовал боль в области рта и щёк. Вызванный врач из публики осмотрел в уборной его горящее лицо, ящик для грима и сказал, что в мел была добавлена негашёная известь. Врач был поклонником цирка и хорошим специалистом. Через две недели на лице клоуна не осталось и следа от ожогов.

От губернского города до Европы

В Воронеже Анатолий впервые вводит в свои выступления животных. Сначала он взял осла у клоуна Миши из труппы. А надо сказать, что в Твери у Дурова произошёл конфликт с полицией, и с тех пор он невзлюбил представителей этой профессии. Фамилия воронежского полицмейстера, который цензурировал тексты Анатолия и вычёркивал из них целые куски, была Мишин. И вот когда публика стала аплодировать номеру с осликом, Дуров сказал: «Аплодируйте не мне. Это осёл Мишин!» С галёрки раздался хохот. Анатолий сделал большие глаза и поправился: «Ой, я хотел сказать, это осёл рыжего Миши!» Уточнение было встречено очередным взрывом смеха: у Мишина были рыжие бакенбарды.

После воронежского успеха Анатолий возвращается в Москву и покоряет столичные цирки. Здесь окончательно оформляется стиль его выступлений. На арену выходил стройный красавец без клоунского грима, в роскошном камзоле с пелериной и выводил ухоженных животных.

Затем начинается череда гастролей по Европе, и русский клоун покоряет заграничные цирки. Дуров отказался брать псевдоним и выступал под своей фамилией, такое в истории цирка было впервые. «Всеобщая энциклопедия циркового искусства», изданная в Дюссельдорфе, посвятила ему, единственному русскому, отдельную статью.

Дуров — наш земляк

А весной 1901 года тишину воронежской улочки... Да-да, Анатолий Леонидович селится в городе, подарившем ему успех.

Его энергия и фантазия делают неухоженный кусок земли сказочным местом. Перестраивается дом, чуть выравнивается склон, ведущий к реке, появляется пристань с беседкой, а в саду — фонтаны и каменные горки.

Дуров был страстным коллекционером. Из всех путешествий он привозил подарки и диковинки — картины, ковры, оружие, рога. Хранить их было негде, и в саду появились павильоны. В одном, представлявшем собой полуразрушенный замок, находились картины-диорамы самого Дурова. Он писал на стёклах, вставлял их в рамы и делал специальную подсветку. В результате казалось, что на картинах вода льётся и деревья качаются. В каменном павильоне «Цирк» артист устроил выставку своих наград. В третьем павильоне разместился музей собранных коллекций — 20 отделов!

Муравьи-картёжники и копчик герцогини

В 1911 году Дуров выпускает «Каталог» и перечисляет в нём экспонаты музея. Книга сама по себе редкость, ей 111 лет, в ней более 60 страниц. Хранится она в Никитинской библиотеке.

Опись весьма диковинная. Например, в отделе египетских древностей — саркофаг с тремя крышками, борода идола, фотографические снимки мумии царя Рамзеса III до и после вскрытия.

В отделе «Чучела и шкуры разных животных» — шкуры газели, выдры, белого медвежонка, лыжи эскимоса и телёнок о двух головах.

В отделе «Змеи, черепахи, рыбы, крабы» кроме змей, черепах, рыб и крабов — позвонок кита, пасть акулы, половые органы моржа, икра лягушки, сердце пеликана, солитёр, цыплёнок четвероногий, мышь жёлтая, двухголовый котёнок и... волос из реки Воронеж.

В отделе «Разные редкости» и правда редкости — водяной портрет государя императора Николая I; ткань червей, снятая с вербы; работа насекомого, найденного в тёмном сухом углу сарая летом 1907 года в г. Воронеже; муравьи, играющие в карты (а вдруг выдрессировал?! — Прим. авт.) и ожерелье из хлеба — работа арестантов воронежской тюрьмы.

Ну и дальше по мелочи: эхинококки быка; окаменелая морковь; палка, свитая из двух веток; пенсне китайского мандарина; песок, поражённый молнией из Самаркандских гор; бархат с гроба герцога Казимира; копчик из скелета Курляндской герцогини Вильгемины.

Фонтаны, комната смеха и подземный ход

Когда в 1906 году Дуров открыл усадьбу для посещений, воронежцы повалили валом. Здесь были такие знатные особы, как губернатор Воронежа и принц Ольденбургский. Фонтаны с электрическим светом, террасы со статуями, комната смеха, подземный ход, грот с аквариумом, павильоны с коллекциями, качели-карусели — всё это поражало воображение. Если снова говорить современным языком, в своей усадьбе Дуров устроил почти «Диснейленд».

 

Анатолию Леонидовичу приходилось быть не только клоуном и дрессировщиком, но и директором своей труппы. Животных надо было кормить, реквизит закупать, костюмы шить. При баснословных гонорарах он порой сидел без денег, поэтому время от времени пытался продать свои коллекции.

В 1913 году он предложил их Воронежу (деньги были нужны на покупку животных, все погибли в загоревшихся конюшнях цирка в Кишинёве). Но отцы города денег не нашли, и Дуров продал коллекции меценату Бурылину из Иваново-Вознесенска.

Как из зверинца сбежали крокодил и медведь

Как только Дуров построил пристань с беседкой на реке, народ стал массово купаться именно там и усеял берег битым стеклом и прочим мусором. Обращения к полицмейстеру не помогли. Пришлось «по секрету» поделиться тревогой с одним из жителей Воронежа, что из зверинца сбежал крокодил. «Боюсь, как бы в реку не ушёл...» — горевал Дуров.

Больше на пристани купальщиков не видели.

А однажды у дрессировщика по-настоящему сбежал... медведь. Косолапый объявился в расположенном неподалёку Акатовом монастыре аккурат во время обеда. Служители кинулись врассыпную из трапезной, а Мишка залез на стол и съел всю монашью овсянку. Об этом курьёзном происшествии писала газета «Воронежский телеграф».

Память об артисте

Скончался Анатолий Дуров 7 января 1916 года в возрасте 51 года на гастролях в Мариуполе от сыпного тифа. Его похоронили в Москве в некрополе Скорбященского монастыря. В 1930-е годы, когда монастырь разрушили, урну с прахом перевезли в Воронеж и в 1997-м перезахоронили во дворе дома-музея, который носит его имя.

Имя великого артиста присвоено Воронежскому государственному цирку, парку рядом с ним и улице в Центральном районе (бывшей Мало-Садовой), на которой расположен дом-музей имени Дурова (6+).

Дом-музей А.Л. Дурова в Воронеже открылся в 1978 году

Здание пострадало во время войны, его восстановлением занимался архитектор Николай Троицкий. Известный градостроитель родился и жил на параллельной улице, как выглядел дом знаменитого клоуна, знал не понаслышке.

Елена Дурова-Фаччиоли, вторая жена Анатолия Дурова

1 сентября 1978 года в отреставрированной усадьбе открылся музей Дурова — вторая жена Анатолия Леонидовича Елена Дурова-Фаччиоли завещала дом городу с таким условием. И снова сюда потянулись воронежцы рассматривать фотографии, газеты, афиши, костюмы, подлинные вещи родоначальника цирковой династии. На верхней террасе воссоздали беседку, а на нижней даже пробовали возродить фонтаны.

В музее сохранился круглый стол семьи Дуровых с ножками в виде оленьих рогов. На дверях висят таблички с афоризмами, которые придумал сам артист. На стенах те самые картины-диорамы, написанные на стекле. 

А ещё здесь есть макет усадьбы, рассматривая которую можно представить, какая красота была здесь более 100 лет назад при талантливом хозяине-выдумщике...

 

Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.

Ещё истории