В этом году не стало уроженца Воронежской земли, дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Анатолия Филипченко. Во время его первого полёта на корабле «Союз-7» едва не случилась авария. Всего несколько секунд было у командира экипажа Филипченко, чтобы мгновенно сориентироваться в ситуации.
Таких берут в космонавты!
Анатолий Филипченко родился 26 февраля 1928 года в селе Давыдовка Воронежской области. А его детство, отрочество и юность прошли в городе Острогожск. Здесь Толя Филипченко учился в школе-семилетке № 2. Шёл 1942 год, Острогожск был оккупирован гитлеровцами. Мальчишкой вместе с другими жителями пережил авиалёты, прятался от бомб в подвалах...
После освобождения Острогожска в январе 1943 года 15-летний Анатолий поступил на работу на Острогожский моторемонтный завод учеником токаря, через четыре года получил квалификацию токаря четвёртого разряда.
А через год поступил в Воронежскую спецшколу ВВС № 6, которая дислоцировалась в посёлке Свободный Сокол Липецкой области.
Затем продолжил учёбу в Чугуевском военно-авиационном училище лётчиков-истребителей. Через шесть лет получил диплом военного лётчика, служил в авиационных частях ВВС СССР.
В 1961-м, окончив заочное отделение командно-штабного факультета Краснознаменной Военно-воздушной академии, Филипченко продолжил службу в авиации старшим лётчиком-инструктором управления 119-й истребительной авиационной дивизии в Одесском военном округе.
А в январе 1963 года нашему земляку предложили, как он сам рассказывал, «летать повыше и побыстрее». Анатолий Филипченко прошёл медицинское обследование и был зачислен в отряд космонавтов. В течении двух лет слушатель-космонавт Анатолий Филипченко проходил подготовку в Центре подготовки космонавтов, получил квалификацию «космонавт ВВС» и был назначен на должность космонавта 2-го отряда. В конце января 1965-го Филипченко было присвоено звание подполковника авиации.
В 1966 — 1967 годах Анатолий Филипченко проходил подготовку в группе космонавтов по программе «Спираль», принимал участие в испытаниях самолётов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, Як-28, Як-25РВ в городе Ахтубинск Астраханской области.
«Весь экипаж мог бы погибнуть»
12 октября 1969 года. Первый групповой полет трёх советских космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8». Командиром экипажа корабля «Союз-7» был Анатолий Филипченко, бортинженером — Владислав Волков, инженером-исследователем — Виктор Горбатко.
В программу полёта помимо прочего входила стыковка кораблей «Союз-7» и «Союз-8» и переход одного космонавта из корабля «Союз-7» в «Союз-8» и одного в обратном направлении (эту программу успешно выполнили корабли «Союз-4» и «Союз-5» в январе 1969-го). А экипаж «Союз-6» должен был обеспечить видеосъёмку стыковки.
Однако всё пошло вопреки плану. Сначала отказала электронная система автоматической стыковки, сблизиться с другим космическим кораблём не удалось. Программу полёта подкорректировали, и космонавты, выполняя другие поставленные задачи, провели на орбите почти пять суток. И уже во время спуска на землю подвела автоматика: возникла нештатная ситуация, которая могла обернуться гибелью экипажа корабля «Союз-7». На то, чтобы включить приборы вручную, у космонавтов было всего несколько секунд. Положение спас командир корабля Анатолий Филипченко, он мгновенно сориентировался и вовремя отдал нужные команды.
— Когда заканчивался полёт с Владиславом Волковым и Виктором Горбатко, уже входили в верхние слои земной атмосферы (мы это называем «зацепиться»), одно из устройств не сработало с первого раза, — рассказывал лётчик-космонавт. — Я Волкову указание даю, как это исправить. А он сначала не до конца понял, был в растерянности. Пришлось матом пояснить. А что делать? Если бы эту накладку оперативно не устранили, весь экипаж мог погибнуть.
17 октября корабль «Союз-7» благополучно приземлился. (За день до этого вернулся на Землю «Союз-6», а 18 октября — «Союз-8»).
22 октября 1969 года Анатолию Филипченко присвоили звание Героя Советского Союза.
Второй полёт прошёл успешно
В 1972 году Анатолий Филипченко приступил в составе группы космонавтов к подготовке совместного советско-американского полёта в космос по большой программе ЭПАС (экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз»).
Свой второй космический полёт Анатолий Филипченко вместе с бортинженером Николаем Рукавишниковым совершил со 2 по 8 декабря 1974 года на корабле «Союз-16». Полёт проходил в рамках подготовки к проекту ЭПАС, во время полёта была совершена отработка корабля и стыковочного узла. Эта космическая экспедиция подготовила почву для совместного советско-американского проекта «Союз» — «Аполлон». Выполнив задачи, экипаж благополучно вернулся на Землю.
За этот полёт Анатолий Филипченко был награжден второй звездой Героя Советского Союза. Больше он в космос не летал.
Дублёр Алексея Леонова
С января по июнь 1975 года наш земляк проходил непосредственную подготовку по программе ЭПАС в качестве командира второго (дублирующего) экипажа. В составе группы советских космонавтов Филипченко провёл совместные тренировки с американскими астронавтами на тренажёрах космических кораблей «Союз» и «Аполлон» в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина (СССР), а затем в Центре пилотируемых полётов имени Л. Джонсона (США). Анатолий Филипченко был дублёром Алексея Леонова — командира космического корабля «Союз-19», совершившего первый международный космический полёт со стыковкой с американским космическим кораблём «Аполлон».
В 1978 году Анатолий Филипченко получил звание генерал-майора. Его назначили начальником 1-го управления по подготовке космонавтов. Наш земляк прослужил на этом высоком посту следующие 10 лет. Стал первым президентом Федерации космонавтики СССР.
А в январе 1982 года приказом Главкома ВВС Филипченко был отчислен из отряда космонавтов по состоянию здоровья (как он сам говорил, «шалило давление»). До мая 1988 года служил начальником 1-го управления Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
Хоккейный клуб назван в честь позывного Филипченко
С действительной военной службы Анатолий Филипченко был уволен по состоянию здоровья. В течение пяти лет Анатолий Васильевич работал заместителем директора, а затем директором Московского филиала Харьковского опытно-конструкторского бюро технических средств обучения.
После выхода на пенсию, с июня 1993 года, генерал-майор авиации в отставке Анатолий Филипченко жил в Звёздном городке.
7 августа этого года Анатолий Васильевич скончался на 95-м году жизни. Похоронен с воинскими почестями на Федеральном военном мемориале «Пантеон защитников Отечества» (Московская область, г. Мытищи).
У Анатолия Филипченко множество наград: две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, два ордена Ленина, орден Трудового Красного знамени, был неоднократно награждён иностранными орденами и медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1981 г.) — за организацию международных полётов на орбитальной станции «Салют».
Анатолий Филипченко — Почётный гражданин Давыдовки и ещё девяти городов: Острогожска, Калуги, Липецка, Читы, Михайлова, Сум (Украина), Аркалыка и Караганды (оба — Казахстан). В соседнем Липецке есть улица Филипченко.
Хоть и не довелось ему слетать в космос с американцами, но он был очень дружен с астронавтами из США. Анатолий Филипченко является Почётным гражданином американского города Хьюстон, в котором расположен космический центр, где когда-то проходил подготовку наш земляк.
А ещё знаменитому космонавту обязана своим названием воронежская хоккейная команда «Буран». Немногие знают, но клуб, основанный в 1977 году на ВАСО, был назван в честь позывного, который во время полёта использовал Анатолий Филипченко.