Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Первый в России фильм ужасов в 1909 году снял уроженец Воронежа

Первый в России фильм ужасов в 1909 году снял уроженец Воронежа

Наш земляк Василий Гончаров сыграл одну из самых главных ролей в развитии отечественного кино

Эпитет «первый» по отношению к Василию Гончарову употребляют неоднократно: автор сценария к первой русской игровой картине, режиссёр первого российского ужастика, первого в России цветного фильма, первый отечественный кинодраматург, соавтор и сорежиссёр первой в России полнометражной масштабной кинопостановки — «Оборона Севастополя».

Кадр из полнометражного фильма «Оборона Севастополя»

Как железнодорожник стал драматургом

Василий Гончаров родился в семье воронежского мещанина в 1861 году. Служил чиновником на железнодорожной станции Аксай Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги (после слияния с Грязе-Царицынской дорогой образовалась Юго-Восточная железная дорога).

Служил исправно, написал «Сборник железнодорожных тарифов». Но сборником его писательская деятельность не ограничивалась — он был увлечён драматургией, любил театр, создавал пьесы, писал очерки и рассказы, которые в 1880-е печатались в журналах.

Свои пьесы в молодости предлагал провинциальным театрам, но их отклоняли как «неудобные к постановке». При этом в 1880-е годы Василий Михайлович вступил в Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В Воронеже имелось отделение этого общества, а его центр находился в Москве. В обществе этом, между прочим, участвовали такие крупные литераторы, как Александр Островский, Алексей Толстой, Михаил Салтыков-Щедрин, Иван Тургенев и другие.

В начале 1900-го Василий Гончаров потерял любимую жену. В состоянии сильного душевного расстройства был помещён в клинику. После выздоровления возвратился на службу и в 1906 году стал начальником узловой станции «Малороссийская» Владикавказской железной дороги.

Примерно в это же время он впервые попал в электротеатр (так в начале ХХ века называли кинотеатры) и всерьёз увлёкся кинематографом, даже несколько недель провёл на родине «живой фотографии» — в Париже, чтобы поближе изучить новое для себя дело.

Гончаров полностью оставил службу на железнодорожной дороге, решил заняться театральной деятельностью, перебрался в Москву, где с большим трудом «пристроил» две свои пьесы, одна из них — «историческая былина» о Степане Разине под названием «Понизовая вольница», написанная по мотивам известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

Василий Михайлович был новатором, а потому предложил в театральной пьесе «Понизовая вольница» использовать «киноиллюстрации», для чего обратился к кинопредпринимателю Александру Дранкову, одному из пионеров отечественного кинематографа. Тот быстро убедил бывшего железнодорожного чиновника, что по пьесе нужно непременно снять фильм. Так пьеса стала киносценарием, а помимо театральной постановки появилась кинопостановка «Понизовая вольница» (другое название — «Стенька Разин»).

Вместо актрисы Стенька Разин бросал в воду манекен

Александр Дранков

Это был первый игровой художественный фильм, снятый в Российской империи. Ранее киноленты были только зарубежные либо документальные. Первым кинохронику стал снимать в своём ателье Александр Дранков, его документальная киносъёмка Льва Толстого стала в 1908 году сенсацией.

Но одно дело — хроникальное кино, другое дело — художественное. Премьера «Понизовой вольницы» состоялась в октябре 1908 года в Москве. Автор сценария — наш земляк Василий Гончаров, режиссёр — Владимир Ромашков (актёр петербургского Народного театра, роли исполняли актёры того же театра, а в массовке снималось 150 человек!), продюсер — Александр Дранков.

Кадр из первого в России игрового фильма «Понизовая вольница». Автор сценария — Василий Гончаров

Фильм длился 6 минут 8 секунд и вызвал массу отзывов в прессе. «Картина эта до известной степени делает эру в истории русского кинематографического театра. В ней впервые наш синематограф вступает на национальную почву, в ней впервые он даёт роскошную и выдержанную в историческом колорите картину», — писал журнал «Сцена». А вот цитата из «Вестника кинематографов в Санкт-Петербурге»: «Из новинок за прошлую неделю отметим картину «Стенька Разин». В техническом отношении она исполнена прекрасно. <...> жаль только, что лента коротка, — сюжета хватило бы на несколько сот метров. Прекрасно снят вид на Волгу и флотилию лодок с разбойниками; очень интересна картина в лесу, а также и последний момент, когда Стенька бросает княжну в Волгу».

Кстати, любопытный момент: актриса, игравшая княжну, была весьма неминиатюрной дамой. И в сцене, в которой Разин поднимает княжну над головой и «за борт её бросает в набежавшую волну»? актрису заменили манекеном. Вот такой «спецэффект» начала ХХ века.

Кадр из «Понизовой вольницы»

Этот фильм вызвал один из первых скандалов за авторские права в кинематографической среде. Гончаров обратился с письмом в Союз драматических и музыкальных писателей с просьбой об охране его авторских прав «во всех синематографических театрах», однако получил отказ с весьма абсурдной формулировкой. Во-первых, ему сообщили. что его сценарии «не подходят под определение литературного произведения», а во-вторых, ошарашили тем, что развитие синематографа вредит развитию «настоящих театральных предприятий». И ведь действительно, многие в то время не признавали зарождавшееся киноискусство.

Однако Гончаров буквально «заболел» синематографом. И вскоре уже не только писал сценарии, но и начал активно снимать фильмы в качестве режиссёра.

Самый кассовый фильм 1909 года

Василий Гончаров в 1909 году был первым российским режиссёром, снявшим первый в истории отечественного кино фильм ужасов — «Вий» (Московское отделение французской кинокомпании «Братья Пате»). Гончаров стал и автором сценария, и режиссёром. Ныне «Вий», к сожалению, утерян. В том же году в сотрудничестве с этой компанией Гончаров снял картины «Пётр Великий», «Ухарь-купец».

«Ухарь-купец» снят по мотивам одноимённого стихотворения знаменитого воронежского поэта Ивана Саввича Никитина — грустная история о том, как во время кутежа купец покупает любовь невинной дочери крестьянина, причём делает это, по сути, с согласия её отца и матери. Между прочим, это первый цветной фильм, снятый в России (в те годы каждый кадр раскрашивался вручную). И в 1909 году «Ухарь-купец» стал самым кассовым фильмом года! Кроме того, он был одним из немногих российских фильмов, который показали в Нью-Йорке под названием The Dashing Merchant («Лихой торговец»). Картина долгие годы считалась утерянной, но в 2022 году была найдена.

Картина «Ухарь-купец» — первый цветной фильм в России

Съёмочный процесс превращал в гонку

Обратившись к ещё одному известному в те году кинодеятелю, режиссёру и продюсеру Александру Ханжонкову, Гончаров за всё тот же 1909 год снимает ещё несколько фильмов — «Песнь про купца Калашникова» (ныне утрачен) , «Русская свадьба XVI века», «Мазепа», драма «Ванька-ключник» и др.

Кадр из фильма «Ванька-ключник». В главной роли звезда немого кино Александра Гончарова (с режиссёром они были просто однофамильцами)
Александр Ханжонков

Вот как вспоминал Александр Ханжонков первую встречу с нашим земляком: «Ко мне в кабинет вошёл человек среднего роста и средних лет в сером поношенном, но тщательно разглаженном костюме, с гладко выбритой головой. На его закрученных усах и бородке «клинушком» виднелась уже проседь. «Первый русский режиссёр исторических картин для синематографа!» — отрекомендовался он».

Конечно, фильмы начала ХХ века были незатейливыми, можно даже сказать, примитивным. Как вам такой сюжет? Речь о картине Василия Гончарова «Драма в Москве» (кинокомпания «Глория»). Известной актрисе в присутствии поклонника в её гримёрной вручают телеграмму, извещающую, что она выиграла некий процесс и получает сто тысяч рублей. Актриса с поклонником начинают шиковать: нанимают шикарную тройку, разъезжают по роскошным ресторанам. В парке поклонник пытается поцеловать актрису, но дама не позволяет. Тогда обиженный влюблённый стреляет в актрису, а потом пытается свести счёты с жизнью. Он выжил, актриса погибла. Но суд почему-то поклонника оправдал.

Вот такая драма жизни. Не зря Василия Гончарова называют ещё и первым кинодраматургом России.

В период работы над «Вием» Гончаров параллельно снимал ещё один ужастик с жутковатым названием «В полночь на кладбище», он вышел на экраны в 1910 году, утерян в годы Великой Отечественной.

Затем в копилке нашего земляка были картины «Жизнь и смерть Пушкина», «Коробейники, «Русалка, «Евгений Онегин». В картинах Гончарова много снимались звёзды российского немого кино: Александра Гончарова, Пётр Чардынин, Василий Степанов и другие.

Фильм Василия Гончарова «Евгений Онегин»

По воспоминаниям очевидцев, Гончаров был весьма экзальтированным и эмоциональным человеком. Время съёмок сцен он отслеживал по секундомеру, в итоге съёмочный процесс представлял собой сумасшедшую гонку. Неуёмный темперамент Гончарова выражался в том, что он, как только включалась камера, часто терял самообладание, врывался в кадр, кричал, размахивал руками — в общем, участникам процесса приходилось удерживать его за полы пиджака.

В итоге Александр Ханжонков специально для Гончарова (впервые в мире) вёл должность помощника режиссёра, который должен был помимо прочего сдерживать излишне эмоциональные порывы постановщика. Первым помощником был упомянутый выше актёр немого кино Пётр Чардынин, впоследствии ставший одним из знаменитых дореволюционных режиссёров России.

При всём этом Гончаров был человеком очень общительным, душой компании, неутомимым фантазёром с массой смелых идей. И почти всегда умел добиваться задуманного.

Для съёмки «Обороны Севастополя» добился поддержки от императора

В 1911 году Василий Гончаров обратился с Ханжонкову с дерзкой идеей — снять масштабную картину «Оборона Севастополя», посвящённую Крымской войне 1853 — 1856 годов. Войне между Российской империей и её противником — коалицей в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства.

Ханжонков идею поддержал, правда, не сразу. Дело в том, что проект был слишком дорогостоящим и сложным, до этого в основном снимались короткометражки с незатейливыми декорациями.

Для того чтобы организовать массовые съёмки на месте сражений в Севастополе, требовалось высочайшее позволение. Ханжонков, будучи уверенным, что добиться его невозможно, поставил условие: Гончаров должен сам поехать в Санкт-Петербург и обращаться с ходатайством о разрешении в императорскую канцелярию.

Неутомимый Василий Михайлович отправился в Петербург, где заручился поддержкой властей на самом высоком уровне, картина была взята под покровительство государя. Более того, Гончаров добился, что фильм был частично профинансирован из казны! (Всего бюджет фильма составил огромную по тем временам сумму — 40 тысяч рублей, но он окупился с лихвой). По распоряжению Николая II к работе над картиной была привлечена большая группа историков и военных консультантов, которые помогли воссоздать реалии Севастопольской обороны.

Как Гончаров адмирала перепугал

Гончаров с присущей ему неуёмной энергией взялся за дело. Разыскал целый вагон обмундирования 55-летней давности, заказал несколько тысяч «киношных» бомб и дымовых шашек. Съёмки проходили в Севастополе, где режиссёр перезнакомился со всеми военными начальниками и раздобыл необходимые для съёмок музейные экспонаты, морские суда и даже... подводную лодку Императорского флота! И добился того, что ему выделили необходимое количество служивых людей для массовых батальных сцен. Более того — Гончаров разыскал и привлёк к съёмочному процессу престарелых участников Крымской войны, многим из которых было не меньше 80 лет. Участие в фильме ветеранов придало ощущение достоверности тому, что происходило на экране.

А однажды Василий Михайлович перепугал Севастопольского гарнизонного адмирала Бострема. Военному начальнику надоело, что его подчинённые много времени тратят на съёмки, и адмирал запретил им сниматься у Гончарова. А что Василий Михайлович? А он, по воспоминаниям оператора картины Луи Форестье, «поехал к адмиралу просить войска ещё на несколько дней. Адмирал приказал выставить его за дверь. Но Гончарова это не смутило. Так как у дверей адмиральского кабинета стоял часовой, Гончаров полез в окно (а это полуторный, почти второй этаж! — Прим. ред.) и стал грозить Бострему, что будет жаловаться военному министру, великим князьям, самому Николаю II. Адмирал перепугался, дал разрешение, и мы спокойно закончили съёмки».

От 6-минутного «Стеньки Разина» до исторического фильма

Фильм «Оборона Севастополя» стал первой русской полнометражной картиной и одной из важнейших постановок в российском кино.

Продолжительность фильма — 1 час 40 минут (вспомните 6-минутного «Стеньку Разина»). Авторы сценария и режиссёры — Александр Ханжонков и Василий Гончаров. Музыку написал капельмейстер и композитор Григорий Казаченко.

Батальные сцены в картине впервые в мире (обратите внимание — снова впервые!) снимались сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов.

Кадр из первого в России полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (продолжительность картины 100 минут)

А знаете, как снимали затопление парусного судна? К подводной лодке пристроили декорацию парусного судна с мачтами, и лодка погрузилась вместе с мачтой и реями на дно Севастопольской бухты. «Это было так трудно для нас и так рискованно для команды подводной лодки, что на дальнейшее «потопление кораблей» мы не решились», — вспоминал Ханжонков.

Был на съёмках любопытный момент, связанный с массовкой. Участвовавшие в массовых сценах простые люди в перерывах между съёмками взялись отплясывать «Барыню», оператор их снял. И эти кадры впоследствии решили включить в фильм.

Торжественная премьера «Обороны Севастополя» состоялась в Большом зале Московской консерватории, где фильм шёл в сопровождении симфонического оркестра и хора.

А в октябре 1911 года в царском дворце в Ливадии зрителями картины стали Николай II и члены его семьи. После этого картина «Оборона Севастополя» была показана с большим успехом по всей России и несколько лет не сходила с экранов. После преьмеры Ханжонкова наградили орденом Станислава II степени «за исключительно полезную деятельность на почве отечественной кинематографии», а Гончарова — золотой медалью «За усердие» и золотыми часами.

Современники режиссёра рассказывали, что он очень гордился этими часами. Молодые коллеги ради шутки по нескольку раз в день обращались к нему с вопросом: «Который час?», и Гончаров, неспешно надев пенсне, медленно доставал часы и, постукивая по золотой крышечке с изображением орла, принимался в который уже раз рассказывать, за что был удостоен награды.

Умер с книгой в руках

Через год режиссёр Василий Гончаров вместе с режиссёрами Кай Ганзеном и Александром Уральским и продюсером Александром Ханжонковым представили зрителям ещё одну историческую полнометражную драму — 48-минутный фильм «1812». В ней наш земляк сыграл одну из ролей.

Затем были фильм «Братья-разбойники» по мотивам поэмы Пушкина, картина «Воцарение дома Романовых» (авторы сценария и режиссёры — Василий Гончаров и его бывший помощник Пётр Чардынин).

Последней работой Василия Михайловича стала картина «Волга и Сибирь» (другое название — «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири»), она вышла на экраны в 1914 году. До наших времён эта кинематографическая работа тоже не сохранилась.

После этого Василий Гончаров работал в фирме «А. Ханжонков и Ко» администратором, а также редактировал журнал «Вестник кинематографии».

Скончался Василий Михайлович Гончаров внезапно в возрасте 54 лет. Его нашли мёртвым 23 августа 1915 года. Он лежал в постели, на груди у него лежала раскрытая книга Карамзина «Бедная Лиза». Говорили, что незадолго до этого Ханжонков дал Василию Михайловичу согласие на съёмку житейской постановки. Василий Михайлович собирался ставить по «Бедной Лизе» фильм...

Похоронили Василия Гончарова на Ваганьковском кладбище в Москве. На венке от кинокомпании «А. Ханжонков и Ко» была лента с надписью: «Вечная и добрая память первому русскому кинорежиссёру».