«Он в числе тех великих, кем создан весь своеобразный склад русской литературы, её великая в простоте художественность, её сильный простой язык, её реализм в самом лучшем смысле этого слова» — так лауреат Нобелевской премии в области литературы Иван Алексеевич Бунин писал в статье «Памяти сильного человека», посвящённой Никитину.
Стихи просились из сердца
Родился Иван Никитин в Воронеже 3 октября (21 сентября по старому стилю) 1824 года в семье владельца свечного завода Саввы Евтихиевича — человека довольно жёсткого и деспотичного.
Иван был единственным ребёнком в семье. Братьев и сестёр не было, со своими сверстниками не особо общался, любил уединение. «Мечтами детскими ни с кем я не делился, не знал весёлых дней, весёлых игр не знал», — писал Иван Никитин.
В возрасте восьми лет отец отдал его в духовное училище, а в 1841 году Иван поступил в Воронежскую духовную семинарию. Иван увлёкся статьями Виссариона Белинского и поэзией воронежского поэта Алексея Кольцова, который умер в 1842 году. Тогда же Никитин начал писать свои первые стихи, но они до наших дней не сохранились.
Между тем отец Ивана разорился, продал завод и дом. Купил постоялый двор на Кирочной улице (теперь ул. Никитинская). Когда умерла мать Ивана, отец начал беспробудно пить. 18-летний Иван был вынужден бросить учёбу — торговал в лавке, управлял номерами на постоялом дворе. И писал стихи, которые, как он сам говорил впоследствии, просились у него из сердца.
В 1853 году Никитин прислал в «Воронежские губернские ведомости» свои стихи, одно из которых — стихотворение «Русь», сделавшее его автора известным на всю страну. (Помните? «Уж и есть за что, Русь могучая, полюбить тебя, назвать матерью!»)
В декабре 1853 года это стихотворение было напечатано в газете «Санкт-Петербургские ведомости» с комментарием: «Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в господине Никитине суждено воскреснуть Кольцову?»
Поэма о кулаке
Никитин, продолжая работать на постоялом дворе, занимался самообразованием, много читал, изучал французский и немецкий языки. После первых публикаций вошёл в кружок местной интеллигенции, который сложился вокруг Николая Ивановича Второва — советника губернского правления, историка, этнографа и одного из сотрудников газеты «Воронежские губернские ведомости». Второв и ещё один из участников его кружка — будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина Михаил Фёдорович Де-Пуле — навсегда стали близкими друзьями поэта.
В 1854 году столичная публика познакомилась со стихами воронежца, опубликованными в литературном журнале «Отечественные записки». А хороший знакомый Второва, высокопоставленный чиновник (впоследствии воронежский губернатор) граф Дмитрий Николаевич Толстой отобрал на свой вкус и напечатал в 1856 году первый книжный сборник его стихов.
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина — поэма «Кулак» — вышла отдельным изданием в 1858 году. В то время слово «кулак» значило «перекупщик». По Далю — «переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером».
Именно образ такого кулака использовал Иван Саввич в своей поэме. Воронежский разорившийся купец пьянствует и терроризирует своих домочадцев — жену и дочь. В итоге отдаёт дочь за нелюбимого человека, рассчитывая обеспечить себе безбедную жизнь. Кулак и его жена во многом напоминают родителей поэта. Во вступлении к поэме Иван Саввич написал: «Не ради шутки, не от скуки я как умел слагал свой стих, я воплощал боль сердца в звуки, моей душе была близка вся грязь и бедность кулака!»
Поэму «Кулак» высоко оценили литературные критики, в том числе Николай Добролюбов. А академик Яков Грот назвал произведение «замечательным явлением в русской поэзии».
Тираж поэмы быстро разошёлся, Никитин получил прибыль — около двух тысяч рублей. Поэт занял у своего друга Второва ещё три тысячи и в феврале 1859 года на эти деньги открыл в Воронеже свой книжный магазин с библиотекой-читальней, которой горожане могли пользоваться бесплатно. Очень быстро магазин Никитина превратился в некий литературный клуб. «Прощай, постоялый двор! Прощайте, пьяные песни извозчиков! Прощайте, толки об овсе и сене! И ты, старушка Маланья, будившая меня до рассвета вопросом: вот в таком-то или таком горшке варить горох, потому что на двор приехало вот столько-то извозчиков? — прощай, моя милая! Довольно вы все унесли у меня здоровья и попортили крови! Ура, мои друзья! Я плачу от радости…» — писал поэт Второву накануне открытия магазина.
Болезнь отняла надежду на будущее
Между тем к этому времени Никитин был серьёзно болен — ещё летом 1855 года он заразился туберкулёзом. «Я всё болен, и болен более прежнего. <...> Болезнь отнимает у меня всякую надежду на будущее…» — писал он Второву ещё в 1858 году.
Магазин забирал у Никитина много времени и сил, он почти перестал писать стихи. Да и чувствовал он себя очень плохо — болезнь лишь усугублялась. «Я похож на скелет, обтянутый кожей», — писал поэт в письме другу.
Второй и последний прижизненный поэтический сборник Никитина вышел в 1859 году. А в 1860-м — его первое прозаическое автобиографическое произведение — сборник очерков «Дневник семинариста», в котором рассказал об учёбе в воронежской семинарии.
В том же году Иван Никитин познакомился с дочерью отставного генерала Натальей Матвеевой. Между ними возникли глубокие чувства. Ей он посвятил стихотворение «На лицо твоё солнечный свет упадал». Правда, так и непонятно, почему они расстались. Известно лишь, что в одном из писем этой женщине он писал: «Вы уехали, и в жизни моей остался пробел; меня окружает пустота, которую я не знаю, чем наполнить. Мне кажется, я ещё слышу ваш голос, вижу вашу кроткую, приветливую улыбку, но, право, мне от этого не легче: это все тень ваша, а не вы сами».
В мае 1861 года поэт сильно простудился. Обострился туберкулёз, поэт слёг на несколько месяцев. 28 октября (16-го по старому стилю) жизненный путь Ивана Саввича Никитина окончился. Ему было всего 37 лет.
Памятники поэту установили на собранные средства воронежцев
Похоронили поэта на Митрофаньевском кладбище рядом с Алексеем Кольцовым. Это кладбище было уничтожено в конце 30-х годов ХХ века, здесь разбили парк Ворошиловского района, а в 1975 году построили цирк. Могилы Никитина, Кольцова и его родителей, а также писательницы Елизаветы Милицыной перенесли в Литературный некрополь.
В 1863 году на могиле Ивана Саввича установили памятник из белого мрамора, сооружённый на средства горожан.
Спустя 50 лет в день смерти поэта, в октябре 1911 года, на Театральной площади города, переименованной в площадь Никитина в 1918 году, состоялось открытие первого и самого известного памятника Никитину работы скульптора Ивана Шуклина. Памятник изображает поэта, сидящего в задумчивой скорбной позе, склонившего голову и положившего руки на колени. Этот монумент тоже был сооружен на средства, собранные при помощи подписных листов, ходивших по всей России. А инициатором сбора средств выступил император Николай II.
Памятник Никитину в начале 1933 года перенесли в Кольцовский сквер, но в 1973-м вернули на прежнее место, к кинотеатру «Пролетарий», где он и стоит в настоящее время.
15 октября 1963 года воронежской областной библиотеке было присвоено имя Ивана Саввича Никитина. В доме, где жил поэт до самой своей смерти, работает дом-музей И.С. Никитина (ул. Никитинская, 19а). Музей является подразделением областного литературного музей им. И.С. Никитина.
Как из песни «Ухарь-купец» исчез печальный финал
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов. Стихотворение «В тёмной роще соловей...» положено на музыку композиторами Римским-Корсаковым и Гречаниновым, «Ночь на берегу озера» — композитором Кюи. На текст поэмы «Русь» хоры создали несколько выдающихся композиторов, в том числе и наш земляк Константин Массалитинов. Часть стихотворений, положенных на музыку неизвестных авторов, стали народными песнями. Например, очень известная «Ехал из ярмарки ухарь-купец...». Правда, в народном варианте эта песня получилась весёлой, разухабистой. В результате изменений и сокращений в некоторых вариантах произведения был искажён смысл. Но на самом деле стихотворение это очень печальное. Оно о том, как проезжий состоятельный купец совратил девушку, и это произошло с согласия её бедняков-родителей, позарившихся на деньги купца...
Вырвалась девка, хотела бежать.
Мать ей велела на месте стоять.
Звёздная ночь и ясна и тепла.
Девичья песня давно замерла.
Шепчет нахмуренный лес над водой,
Ветром шатает камыш молодой.
Синяя туча над лесом плывёт,
Тёмную зелень огнём обдаёт.
В крайней избушке не гаснет ночник,
Спит на печи подгулявший старик,
Спит в зипунишке и в старых лаптях,
Рваная шапка комком в головах.
Молится Богу старуха жена,
Плакать бы надо — не плачет она,
Дочь их красавица поздно пришла,
Девичью совесть вином залила.
Что тут за диво! и замуж пойдёт…
То-то, чай, деток на путь наведёт!
Кем ты, люд бедный, на свет порождён?
Кем ты на гибель и срам осуждён?
Как видите, стихотворение это имеет очень грустный финал. Впрочем, сам поэт писал: «Я не сложил, не мог сложить ни одной беззаботной, веселой песни во всю мою жизнь»...