Известного писателя Ивана Алексеевича Бунина с нашим городом связывают всего лишь первые три года его жизни. При этом воронежцы по праву считают его своим земляком. Он был яркой, неординарной личностью, великолепно, в совершенстве владел художественным словом и горячо любил Россию, хотя ему и пришлось её покинуть в неспокойные 1920 годы. На родину он так и не вернулся.
Из гимназии отчислили за неявку
Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей дворянской семье. За три года до этого, в 1867-м, семья Буниных перебралась в наш город из деревни, чтобы дать возможность поступить в гимназию двум старшим сыновьям.
Бунины сняли квартиру в доме № 3 на улице Большая Дворянская (сейчас — проспект Революции) и прожили там до 1874 года. Кстати, изначально местом рождения Ивана Бунина считался дом № 1 по пр. Революции. Лишь спустя некоторое время племянник писателя Николай Ласкаржевский по архивным чертежам обнаружил, что произошла ошибка — на самом деле будущий писатель родился и провёл первые годы жизни в доме № 3. А в доме № 1 располагался трактир для извозчиков. И только в 1990 году на доме № 3 установили мемориальную доску с надписью «В этом доме родился 10 (22) октября 1870 года выдающийся русский писатель Иван Алексеевич Бунин».
Отец Ивана Бунина — Алексей Николаевич — был помещиком. Обладал недюжинной силой, не имея хорошего образования, очень любил читать. А ещё, по словам писателя, «временами пил ужасно». Мать Людмила Александровна была женщиной покладистой и набожной, занималась воспитанием детей, очень их баловала. Всего у Буниных родилось девять детей, пятеро умерли в раннем детстве. Иван был третьим сыном.
В 1874 году семья Буниных переехала в фамильное имение Бутырки Елецкого уезда Орловской области. Здесь 8-летний Ваня начал писать свои первые стихи.
Летом 1881 года 10-летний Иван поступил в Елецкую мужскую гимназию. А зимой 1886 года, отправившись на рождественские каникулы к родителям в усадьбу Озёрки, в которую они к тому времени переехали, Иван решил не возвращаться в гимназию, и его отчислили за неявку. С ним занимался дома старший брат Юлий.
В это же время появилась первая публикация 15-летнего Ивана Бунина. Стихотворение «Над могилой С.Я. Надсона», посвящённое скончавшемуся поэту Семёну Надсону, было опубликовано в февральском номере журнала «Родина». А в майском номере напечатали ещё одно стихотворение юного поэта. Позже писатель вспоминал: «Утро, когда я шёл с этим номером с почты в Озерки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал своё произведение, никогда не забуду».
В пятнадцать лет Бунин испытал первое чувство — он влюбился в молоденькую гувернантку Эмилию Фехнер, милую светловолосую барышню с голубыми глазами. «Сладкое, пылкое чувство было в душе моей. Её милые глазки смотрели на меня теперь нежно, открыто. В этих очах можно было читать любовь. Я гулял с ней по коридору и прижимал ее ручки к своим губам и сливался с нею в горячих поцелуях…» — вспоминал Иван Алексеевич.
Но это было юношеское увлечение. Первое по-настоящему глубокое чувство пришло к нему через несколько лет.
«Я бы полжизни отдал, чтобы возненавидеть тебя»
Когда Бунину было 18 лет, ему предложили должность помощника редактора в газете «Орловский вестник». Решив для начала посоветоваться с братом Юлием, к тому времени переехавшим в Харьков, Иван отправился к нему. Работал в земской управе, впервые побывал в Крыму, а осенью устроился в редакцию «Орловского вестника».
Там же работала корректором Варвара Пащенко. Иван пылко полюбил девушку, в которой ценил и красоту, и ум. Однако отец девушки был против их брака - не о таком зяте он мечтал. В то время финансовое положение родителей Бунина, да и его самого, было очень шатким. Иван писал брату Юлию: «У меня нет ни копейки, заработать, написать что-нибудь — не могу, не хочу». Впрочем, поэтический сборник «Стихотворения» Бунину всё-таки удалось выпустить в 1891 году в Орле.
В итоге официальный брак Варвара и Иван так и не заключили, она была невенчанной женой писателя. В 1892 году Бунин переехал в Полтаву, работал в губернской управе. Вскоре к своему возлюбленному приехала Варвара, но отношения так и не сложились. Через два года Варвара ушла от Ивана. Он невероятно страдал из-за разрыва отношений с Варей, сходил с ума от тоски. Пытался найти её, но родственники девушки заявили, что не знают её места пребывания. Иван был настолько ранен, что родные Ивана всерьёз опасались за его здоровье.
«Ну хоть бы день отдыха, покоя, пойми же, я бы полжизни отдал, только бы возненавидеть тебя, стереть с лица земли все эти проклятые воспоминания, которые терзают меня этой проклятой, несказанной любовью к тебе, — писал Бунин в письме возлюбленной. — <...> Надо же о другом подумать — я же живой, Варя. <...> Ведь у меня сердце кровью сочится! Жду ответа, ответь во что бы то ни стало, а то я на всё решаюсь. Мне всё равно теперь, всё ничтожно перед моим страданием».
Но Варвара не вернулась. Впоследствии вышла замуж за писателя и актёра театра и немого кино Арсения Бибикова. А в 1918 году умерла от туберкулёза.
Неудачная женитьба и смерть единственного сына
Оставив Полтаву в начале 1895 года, Иван Бунин отправился в Санкт-Петербург. Здесь он познакомился с известным поэтом Константином Бальмонтомм, писателем Дмитрием Григоровичем. Затем отправился в Москву, встречался со Львом Толстым, Антоном Чеховым, Валерием Брюсовым. Сдружился со своим ровесником писателем Алексеем Куприным. В Москве Бунин стал посещать литературный кружок «Среда», его членами были писатели Максим Горький, Леонид Андреев, певец Фёдор Шаляпин, композитор Сергей Рахманинов, художник Апполинарий Васнецов и многие другие.
Бунин много путешествует по разным городам. В Одессе он познакомился с 19-летней Анной — дочерью редактора издания «Южное обозрение» Николая Цакни. В 1898 году они заключили брак и отправились в путешествие на пароходе.
В этом же году вышел поэтический сборник Бунина «Под открытым небом» (12+), затем — «Листопад» (16+). За этот сборник и за перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Генри Лонгфелло Бунин был удостоен Пушкинской премии Российской Академии наук. Точнее, половины премии: 500 рублей получил Бунин, вторые 500 рублей — переводчик Пётр Вейнберг.
Анна и Иван прожили вместе недолго. Впоследствии писатель признавался, что особой любви к Анне Николаевне он не испытывал. А в письме брату Юлию и вовсе нелестно отзывался о своей супруге: «Сказать, что она круглая дура, нельзя, но ее натура детски глупа и самоуверенна — это плод моих долгих и самых беспристрастных наблюдений… Ни одного моего слова, ни одного моего мнения ни о чем — она не ставит даже в трынку. Она… неразвита как щенок, повторяю тебе. И нет поэтому никаких надежд, что я могу развить её бедную голову хоть сколько-нибудь, никаких надежд на другие интересы». Скорее всего, на возникновение отношений, как позже признавался Бунин, повлияла сама обстановка южной Одессы — приморский Ланжерон, море, волны, форель с белым вином к обеду...
Через два года, в 1900 году, супруги расстались. Причём Анна на тот момент была беременна. Их единственный сын умер в пятилетнем возрасте от скарлатины. Это был его единственный ребёнок, больше у Ивана Бунина детей не было. Те, кто видел его в то время, говорили, что горе его буквально «скрутило»...
В том же 1900 году Иван Бунин написал ставший впоследствии знаменитым рассказ «Антоновские яблоки» (12+). Это был дебют Ивана Бунина как прозаика. Наши современники называют это произведение стихотворением в прозе.
Второй брак и творческий подъём
Со своей будущей второй (и последней) женой Бунин познакомился в Москве в декабре 1906 года. Ей 25, Вера Муромцева была дочерью члена Московской городской управы Николая Муромцева. Вера Николаевна была очень красива и умна, увлекалась химией, знала несколько европейских языков.
Официально оформить брак в то время молодые люди не могли — бывшая супруга Анна Цакни не давала развода (обвенчались Вера и Иван уже после отъезда из России, во Франции в 1922 году). Молодые люди стали жить вместе и первым делом отправились в путешествие по странам Востока.
Второй раз Пушкинскую премию Ивану Бунину вручили в 1909 году за третий том собрания сочинений и перевод драмы «Каин» Джорджа Байрона. И снова премию поделили пополам между Буниным и Алексеем Куприным. Вскоре Иван Бунин получил звание почётного академика по разряду изящной словесности Санкт-Петербургской академии наук, а в 1912 году стал почётным членом Общества любителей русской словесности. И это при том, что за его плечами была лишь неоконченная гимназия!
В 1910-е годы Иван и Вера много путешествуют. Побывали в Италии, Турции, Египте, Палестине и на Цейлоне. В этот период увидели свет его повести «Деревня» (16+) и «Суходол» (12+), в 1915 — 1916-е годы — произведения «Господин из Сан-Франциско» (16+), «Грамматика любви» (16+), «Лёгкое дыхание» (12+), «Сны Чанга» (16+), сборник «Чаша жизни» (16+), эти повести и рассказы получили массу положительных отзывов.
Это были годы Первой мировой войны. И потому все эти творческие успехи Бунина не радовали, война, по его словам, принесла ему «великое душевное разочарование».
Окаянные дни и эмиграция
После февральской революции 1917 года Бунин разорвал отношения с Горьким, поддерживающим свержение монархии, тогда как у Ивана Алексеевича были абсолютно противоположные взгляды на происходящие в стране события.
Октябрьскую революцию и последовавшую за ней Гражданскую войну Бунин воспринял как катастрофу. В то время вместе с Верой Муромцевой он жил в Москве. В 1918 - 1920-е годы писатель вёл дневник, на основе которого он позже в эмиграции написал книгу «Окаянные дни» (16+).
В июне 18-го Вера Николаевна и Иван Алексеевич уехали из Москвы в Одессу. До города у моря добирались почти две недели на санитарном поезде вместе с беженцами, через Минск и Киев. Осенью 1918-го Иван Бунин из Одессы писал в письме литературному критику Дерману, что испытывает «непрестанную боль, ужас и ярость при чтении каждой газеты».
В Одессе Иван Бунин и Вера Муромцева прожили полтора года. А в январе 1920-го поднялись на борт французского парохода «Спарта», направлявшегося в Турцию. «Вдруг я совсем очнулся, вдруг меня озарило: да — так вот оно что — я в Чёрном море, я на чужом пароходе, я зачем-то плыву в Константинополь, России — конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже если и случится чудо и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине!» — писал впоследствии Бунин.
По воспоминаниям Муромцевой, желающих эмигрировать из России было так много, что люди спали везде — на палубе, в проходах и даже на столах. Вера Николаевна и Иван Алексеевич нашли одно спальное место на двоих. В конце марта 1920 года они прибыли в Париж.
Какие мысли в тот момент одолевали писателя, когда он прибыл в столицу Франции? Собирался ли он до конца жизни прожить на чужбине или планировал переждать смутные времена и вскоре вернуться? Доподлинно это неизвестно. Но зато известно, что спустя много лет, находят в Париже, Иван Бунин сказал:
«Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». Впрочем, это не удивительно — а как ещё мог сказать человек, родившийся в Воронеже и выросший в Ельце...
О том, как складывалась жизнь писателя во Франции, о его любовном треугольнике, о присуждении Нобелевской премии; о том, как во время войны он на своей вилле спасал от ареста евреев, и о его мыслях о возврате в СССР — об этом и многом другом читайте в продолжении.