В рубрике «Мы знаем!» мы рассказывали о нашем земляке, всемирно известном зоологе и путешественнике Николае Алексеевиче Северцове. Он прожил всего 57 лет, из них 23 года провёл в экспедициях, исходил вдоль и поперёк Среднюю Азию, Западную Сибирь, преодолел тысячи вёрст по непроходимым тропам, совершил массу открытий в области зоологии, этнографии. Проник в глубину центрального хребта Тянь-Шаня, куда никто из европейских исследователей до этого не добирался. Прекрасно рисовал, рисунками Северцова проиллюстрированы его научные труды. Тяжело раненным попадал в плен в Туркестане. Николай Алексеевич трагически погиб в 1885 году в Воронежской губернии, провалившись в повозке под лёд.
Почему мы начали публикацию именно с Николая Северцова? Дело в том, что он — родной дядя Александра Борзова, выдающегося географа и исследователя, продолжившего дело Северцова в области изучения родной страны.
Сын помещика и крестьянки
Родился будущий учёный-географ в августе 1874 года в Воронеже. Отцом его был брат знаменитого исследователя помещик Александр Северцов. А матерью — дворовая крестьянка. Сын был внебрачным.
С детства мальчик, обладающий пытливым умом, мечтал стать исследователем — таким, как его дядя Николай Северцов, в усадьбе которого он не раз бывал в детстве. Александр грезил путешествиями и экспедициями. Каким-то чудом матери удалось пристроить незаконнорождённого сына в Воронежскую гимназию (отец Александра умер, когда сыну было 5 лет). Способный гимназист, чтобы помочь семье, сам давал частные уроки.
После окончания гимназии, в 1893-м, Александр Борзов поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Здесь его преподавателями стали первый в России профессор географии Дмитрий Анучин, профессора Алексей Павлов, Климент Тимирязев.
Учился Борзов прекрасно, его отличали широкий кругозор, большой интерес к географической науке. Но, как и многие студенты в те годы, воронежец увлёкся революционными идеями, участвовал в студенческих беспорядках, а потому его исключили из университета и сослали в город Алексин Тульской области под надзор полиции.
Экзамены в университете Александру Борзову всё-таки удалось сдать, это произошло в 1899 году. Сразу после этого наш земляк устроился на службу в Румянцевскую библиотеку (ныне Российская государственная библиотека им. Ленина в Москве). Здесь он проработал 35 лет, в декабре 1918-го стал инициатором и организатором Справочного бюро библиотеки и оставался его заведующим до 1926 года, до 1935 года являлся заведующим научным отделением и отделением географии библиотеки. А после ухода со штатной должности стал научным консультантом крупнейшей библиотеки СССР.
В библиотеке Александр Александрович встретил свою будущую жену Павлу Михайловну, она была библиотекарем и работником Румянцевского музея. Кстати, в 1920-м она вместе со своим мужем была командирована в Московскую, Владимирскую и Ярославскую губернии для научных исследований и сбора для Румянцевского музея этнографических материалов.
Работал над созданием Большого атласа мира
Параллельно с работой в библиотеке Александр Александрович с 1900-го по 1917-й год преподавал географию в различных учебных заведениях (Строгановском училище, Практической академии коммерческих наук и т. д.). Всё это время наш земляк поддерживал тесную связь со своим учителем Дмитрием Анучиным, активно участвовал в разработке новых школьных программ по географии, в подготовке учебников и хрестоматий. Кроме того, Борзов создал серию картин по географии России и два тома описаний к ним в помощь учителю. Борзов был одним из активных участников первого в нашей стране съезда учителей географии в 1915 году в Москве, в котором приняли участие более 1 000 учителей и педагогов высшей школы.
С 1913 года, сдав магистерские экзамены, Александр Борзов начал преподавать в Московском университете. Ещё до революции он опубликовал одну из своих основных работ — «К вопросу об асимметрии междуречных плато». Она была основана на исследованиях, которые Александр Александрович проводил в Пензенской, Подольской, Черниговской, Полтавской, Киевской губерниях, в Южном Предуралье. Он очень много сделал для исследования Восточно-Европейской равнины.
После революции 1917 года Александр Александрович получил звание доцента, а в 1918 году стал профессором. С 1923 года наш земляк возглавил кафедру географии университета.
Александр Борзов первым поставил задачу геоморфологической съёмки СССР, разработал тип геоморфологической карты. Он автор первой монографии о рельефе Европейской части СССР. Был одним из организаторов географических факультетов в Московском университете и Московском городском пединституте; создателем и руководителем кафедры географии в Московском институте инженеров геодезии, картографии и аэрофотосъёмки. Вместе с Дмитрием Анучиным организовал при МГУ НИИ Географии и учебный географический музей. Почти до самой своей смерти Александр Борзов был директором НИИ Географии. Кроме того, в течение 15 лет Александр Александрович был редактором журнала «Землеведение».
Борзов участвовал в редактировании и составлении ряда оригинальных карт для капитального географического свода — Большого советского атласа мира — и 1-го издания Большой советской энциклопедии. Кстати, о необходимости привлечения Дмитрия Анучина и Александра Борзова к работе над атласами ещё в 1921 году указывал Владимир Ленин.
Кроме того, под руководством нашего земляка были созданы несколько известных карт, среди которых карта Европейской части СССР в масштабе 1 : 1 500 000.
Совместно с геодезистами и топографами Александр Борзов в 1920-е годы разработал важный для страны метод приближённого картографирования мало обжитых районов с географическими описаниями, который очень помог географам, проводившим экспедиции и исследования.
«Страна, перестраивающая всю свою жизнь на новых человеческих справедливых и научных основах, должна и хочет знать себя и всю остальную землю, и знать не только через школу, учителя географии, не только в классе и в аудитории, но и вне их, — писал Борзов о важности изучения географии в молодой Стране Советов. — Строители новой жизни не могут не быть в той или иной мере, но в довольно значительной степени географами. Нельзя перестраивать жизнь и её природную обстановку, не имея о них точных знаний, сведений, ясного понимания совершающихся в природе процессов и их результатов. Эти знания нужны всему населению — от рядового колхозника до работников, возглавляющих самые крупные сооружения, и чем шире будут распространены географические знания, чем глубже и полнее проникнут они во все слои населения, тем успешнее и надежнее будет оборона Страны Советов, развитие её сельского хозяйства, размещение её промышленности и все её оросительные, осушительные мероприятия, сооружения дорог и каналов, выправление рек, борьба с засухами, освоение северных необжитых пространств».
Имя воронежца носят ледники, вулкан, река и гора
Педагогической деятельности в МГУ и других столичных вузах Александр Борзов посвятил почти 30 лет. Ученики вспоминали: его лекции по географии, геоморфологии, океанографии и гидрографии всегда были интересными, живыми, наполненными свежими научными данными. Нередко свои занятия он проводил не в аудиториях, а на природе. Кроме того, он ввёл в учебную практику экспедиции. По воспоминаниям учеников, это был требовательный и доброжелательный педагог, готовый всегда прийти на помощь.
В 1935 году Александр Борзов получил учёную степень доктора географических наук, в этом же году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Александр Александрович Борзов — автор ряда научных работ, почётный член Географического общества СССР. В разные годы его деятельность была отмечена золотыми медалями Московского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Русского географического общества, орденами Св. Станислава III и II степени, Св. Анны II степени.
Скончался Александр Александрович Борзов 6 марта 1939 года в возрасте 64 лет, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
...Именем нашего земляка Николая Северцова, о котором мы упомянули в начале публикации, названы животные и растения, горная вершина и ледники. Имя его племянника Александра Борзова тоже увековечено в названиях географических объектов.
В Антарктиде есть гора Борзова; его имя носят вулкан на острове Уруп на Курилах; три ледника — на Полярном Урале, в хребте Сунтар-Хаята в Восточной Сибири и на островах Новая Земля в Баренцевом море. А на Таймыре, в Красноярском крае, несёт свои воды река Борзова.