Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Воронежское сражение день за днём: 17 сентября 1942 года

Воронежское сражение день за днём: 17 сентября 1942 года

Совместный проект редакции "МОЁ! Онлайн" и сетевого издания "Браво, Воронеж!", рассказывающий о Воронежском сражении

В этот день в бой за Чижовку вступил сводный отряд народного ополчения, в составе которого были исключительно мирные жители Воронежа, выступившие на защиту родного города с оружием в руках. И в первые мгновения первого боя ополченцев на Чижовском плацдарме погиб комиссар отряда, секретарь Ворошиловского (ныне - Ленинский район) районного комитета КПСС Даниил Куцыгин. Убитый вражеской пулей на пересечении улицы Веры Фигнер и Невского переулка и похороненый в братской могиле № 1 (мемориал «Чижовский плацдарм»), он был посмертно награждён орденом Красного Знамени. А в послевоенное время воронежцы назвали его именем улицу в Ленинском районе города.

Наградной лист комиссара сводного отряда народного ополчения Д.М. Куцыгина

В названии воронежского переулка увековечено имя ещё одного воронежского ополченца - бойца-санинструктора Анны Скоробогатько. Смертельно раненая в тот же день, 17 сентября, в районе улицы Веры Фигнер и посмертно награждённая орденом Красной Звезды, она похоронена в братской могиле № 1, известной воронежцам как мемориал «Чижовский плацдарм».

Имя Анны Скоробогатько на стене Зала Памяти. Мемориал «Чижовский плацдарм»

Вечером 17 сентября Совинформбюро сообщало: «В районе Воронежа наши войска вели наступательные бои. Бойцы Н-ской части при поддержке танкистов атаковали один населённый пункт и после ожесточённого боя выбили из него гитлеровцев. Захвачено 9 орудий, 14 пулемётов, 2 радиостанции и уничтожено до трёх батальонов пехоты противника. На другом участке наши части за два дня боевых действий уничтожили более 100 огневых точек и до полка пехоты противника. Нашими бойцами захвачено 18 орудий, 41 пулемёт и другое вооружение. Взяты пленные».

В справках о фактах зверств и насилий, творимых фашистами в Воронеже и области, которые были составлены после изгнания оккупантов с воронежской земли, имеется свидетельство о жестокой расправе гитлеровцев с военнопленными, которые были привлечены к строительству железнодорожной ветки, соединяющей Евдаково с Острогожском, и жили в концлагере на Новой Мельнице. Бывший военврач 3-го ранга Иван Алексеевич Ночкин, шесть месяцев проживший в плену в этом лагере, рассказал, что 17 сентября 1942 года, когда военнопленные находились на работе, венгерские охранники заложили в печку барака, в котором размещалось 600 человек, взрывчатку: «Возвратившись вечером с работы, люди затопили печку. Последовал оглушительный взрыв. Тех, кто пытался выбежать через двери, охранники расстреливали. Трупы завалили вход. Едкий дым задушил людей, и они сгорели. Погибли 447 человек».