Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Как Воронеж на 500 дней стал неофициальной столицей России

Как Воронеж на 500 дней стал неофициальной столицей России

Наш город при Петре Первом превратился в политический и промышленный центр российского государства

Дорогие читатели! Портал «МОЁ! Online» открывает новый проект «Мы знаем!», посвящённый нашим выдающимся землякам и соотечественникам.

В этом году Россия официально отпразднует 350-летие Петра I — первого императора Всероссийского (с 1721 года), выдающегося государственного деятеля и реформатора, создателя русской регулярной армии и военно-морского флота. Каждый воронежец, от мала до велика, знает, насколько тесно история нашего края связана с именем Петра.

Почему Пётр I выбрал Воронеж?

Будущий царь родился 30 мая (9 июня) 1672 года. Знал несколько языков — немецкий, голландский, английский и французский. За свою жизнь освоил много ремёсел — плотника, каменщика, садовника, даже стоматолога — выдёргивал больные зубы. А также научился навигации, изготовлению часов, гравёрному искусству, кораблестроению. Именно интерес к морскому делу и привёл Петра I в наш город (на главном фото — работа художника А. Кушевского «Пётр в Воронеже»).

В 1696 году перед Петром I встала задача найти плацдарм для строительства военно-морского флота, чтобы взять турецкую крепость Азов и тем самым обезопасить южные границы России. И выбор государя пал на Воронеж. Почему? Историки находят этому несколько объяснений.

Во-первых, город стоял на берегу полноводной реки Воронеж, впадавшей в Дон, который выходил к Азовскому морю. Во-вторых, река Воронеж к тому времени уже 100 лет была судоходной, а в самом городе было немало опытных плотников и мастеров, набивших руку на строительстве речных стругов (русских плоскодонных парусно-гребных судов). Этих людей в итоге задействовали в строительстве петровского флота.

Третья причина — богатые природные ресурсы. По берегам Воронежа и Дона росли вековые дубы и сосны, их древесина прекрасно подходила для строительства кораблей. А к северу от воронежской крепости были богатые залежи железной руды, из которой можно было делать якоря и корабельные цепи, выплавлять пушки и другое оружие. С этой целью в 1703 году на реке Липовке, в месте её впадения в реку Воронеж, было организовано строительство железоделательных заводов для нужд российского флота и армии. Там возникла слобода Липские Заводы, которая дала начало городу Липецку.

Что представлял собой Воронеж накануне приезда Петра?

До первого приезда Петра I в 1696 году Воронеж был среднестатистическим приграничным городом-крепостью, который ничем не отличался от аналогичных населённых пунктов на южных рубежах России. По данным за 1676 год, население города составляло 5 тысяч человек.

Самый ранний план Воронежа, который сохранился до наших дней, датирован 1690 годом. На карте обозначена река. Четырехугольник на её берегу — это воронежская крепость. Она занимала небольшой участок от современной Университетской площади до ул. Софьи Перовской. За стенами крепости были посады — населённые территории, за счёт которых разрастался город. В то время в Воронеже было три слободы: Стрелецкая, Кузнецкая и Ямская.

С приездом Петра воронежская крепость утратила своё оборонительное значение. Воронеж стал превращаться в крупный промышленный центр. Чтобы построить флот, нужно было создать соответствующую инфраструктуру: предприятия по производству канатов, смолы, парусов, железных изделий. В Воронеж хлынули рабочие и специалисты с разных концов России и даже Европы. Приезжали голландцы, англичане, венецианцы, датчане. Рабочих нужно было обеспечивать продовольствием, что привело к бурному развитию торговли и сельского хозяйства.

Как Воронеж стал центром международной политики?

С 1696 по 1722 год Пётр I посещал Воронеж 13 раз. В общей сложности государь прожил в нашем городе около 500 дней. И всё это время Воронеж фактически выполнял функции неофициальной столицы России. В наш город вслед за царём приезжали его ближайшие вельможи. Тут располагалась государева канцелярия. Отсюда по всей стране рассылались указы Петра. Здесь российский император принимал иностранных послов.

На рубеже XVII — XVIII веков Воронеж фактически был центром международной политики. В 1699 году в Воронеж по приглашению Петра приезжали датский посол Пауль Гейнс и бранденбургский посланник М. фон Принцен. Пётр I рассчитывал, что представители дружественных держав на месте убедятся в грандиозности кораблестроительных работ и это ускорит создание антишведской коалиции.

Именно в Воронеже Пётр I и Пауль Гейнс 21 апреля 1699 года заключили союзный договор России и Дании против Швеции. Однако русско-датский союз оказался недолговечным. В августе 1700-го датчане заключили со Швецией сепаратный мир.

Во время Северной войны настал черёд приезжать в Воронеж уже шведам. В феврале 1709 года для переговоров по обмену пленными наш город, где в тот момент по корабельным делам находился Пётр I, с официальным визитом прибыли несколько офицеров от короля Швеции Карла XII во главе с генерал-аудитором Клингстерлоном. Как писал состоявший на службе Петра Великого немецкий юрист и дипломат Генрих фон Гюйссен, шведские посланники «будто предлагали о размене полоненников и поговаривали, что будто шведы желали миру, только ничего о том не заключилось». Кроме того, шведы «просили позволения купить лекарств, вина и ароматов, которых у них недоставало от запертия коммуникации с Польшею» (как видно, что такое экономические санкции, европейцы знали ещё три века назад).

Пётр «по обыкновенной своей щедроте» велел выдать всё просимое шведам бесплатно. А удивлённым такой щедростью подчинённым государь ответил в духе Александра Македонского: «Ежели б я не был царь, <…> то, может быть, я так с моим неприятелем и не поступил бы». Как пишет историк Николай Комолов, в дальнейшем шведы внесли предложение оплачивать содержание русских пленных в обмен на финансирование Россией пребывания их узников.

О чём писал Пётр из Воронежа?

Много интересного можно найти в переписке Петра I с соратниками, которую он вёл во время поездок в наш город. На сегодняшний день известно о 232 письмах, написанных государем из Воронежа и Таврово. Любопытно, что корреспонденция из Воронежа в Москву в то время доходила за 4 — 7 дней. Скорость движения ямщиков зависела от состояния дороги и существенно снижалась в распутицу, когда тракт превращался в грязную жижу.

Большинство воронежских писем Петра представляют собой распоряжения и поручения. К примеру, князю Фёдору Ромодановскому царь поручил прислать в Воронеж из Нижнего Новгорода 30 лучших якорных мастеров и подмастерьев. Граф Фёдор Головин по распоряжению государя должен был обеспечить доставку медного котла для смоления и кипарисной яхты. А своему доверенному лицу Тихону Стешневу Пётр I поручил прислать в Воронеж ясеневые брёвна на вёсла из тульских лесов.

Распоряжался Пётр I и о доставке в Воронеж зарубежных товаров. К примеру, письмо царя к московскому дворянину Андрею Виниусу содержало просьбу выписать из Амстердама пару пожарных труб, способных «самостоятельно втягивать и выплёскивать воду». По всей видимости, речь шла о первых ручных пожарных насосах, разработанных голландским изобретателем Яном ван дер Хейденом. А британского коммерсанта Андрея Стельса Пётр I озадачил просьбами ежегодно заказывать в Англии и направлять в Воронеж по три дюжины «самых добрых» карандашей, выписать из-за границы 4 — 5 медицинских инструментов с «вытягивающими кровь насосами», привезти из Вест-Индии два пуда качественных табачных семян, а также прислать несколько десятков бутылок эля.

Самый продолжительный визит Петра I в Воронеж пришёлся на 1700 год. Царь провёл в нашем городе 81 день. Во многом столь длительное пребывание было связано с подготовкой к грандиозному событию — спуску на воду «Гото Предестинации», первого российского линейного корабля, построенного на Воронежской верфи по личному проекту Петра без участия иностранных специалистов.

В Воронеже был впервые пошит и освящён Андреевский флаг, который был поднят на 58-пушечном военном корабле «Гото Предестинация»

А всего на верфях Воронежского адмиралтейства с 1696 по 1711 год было построено около 215 кораблей для первого в истории России регулярного армейского флота.