Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Художника Александра Бучкури вместе с женой расстреляли фашисты

Художника Александра Бучкури вместе с женой расстреляли фашисты

Рассказываем о жизни, творчестве и трагической гибели выдающегося воронежского живописца

Какую картину Александра Бучкури в 30-е годы прошлого столетия посчитали неприличной? Правда ли, что живописца однажды чуть не побили крестьяне? Почему 71-летний художник не смог во время войны эвакуироваться из оккупированного Воронежа? Об этом и многом другом наш сегодняшний материал.

Одарённый ребёнок

Александр Алексеевич Бучкури родился 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии. Его отец был купцом, греком турецкого подданства, отсюда такая необычная фамилия.

Рос мальчик в доме отчима, лет с восьми срисовывая портреты писателей из книг и картинки из журналов. Первой натурой юного художника была соседская лошадь.

Деревенскую жизнь Александр наблюдал с детства. Слушал, как крестьяне поют песни, видел, как девушки водят хороводы.

Тягу к учению и рисованию отчим поощрял. В результате мальчик сильно опережал сверстников по уровню развития. В 12 лет он был репетитором у детей помещиков. А дети порою были старше наставника.

Когда Александру исполнилось 14, семья переехала в Воронеж. (Если от водохранилища подниматься в центр города по улице Пятницкого, то первая примыкающая слева улочка — Бучкури. Если чуть пройти по ней, то можно оказаться на развилке со Скорняжным переулком. В нём жил художник с семьёй.)

В 1888 году в городе состоялась выставка Товарищества передвижников (об этом товариществе и о его организаторе, гениальном воронежском живописце Николае Крамском мы рассказывали здесь). 18-летний Александр Бучкури увидел полотна Репина, Шишкина, Крамского. Они привели его в восторг. «Я целыми днями торчал на выставке, пытаясь угадать секрет, как можно писать так хорошо, выразительно, так правдиво!» — вспоминал он потом.

В 23 года Александр начал учиться в бесплатной рисовальной школе у Льва Григорьевича Соловьёва. Помимо этого получил музыкальное образование — играл на рояле и скрипке.

Портрет молодого Александра Бучкури, написанный его учителем Львом Соловьёвым

В рисовальной школе Бучкури получил хорошие навыки, но глубокого художественного образования там не давали. В 28 лет Бучкури едет в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.

Ученик Репина

Столица очаровывает провинциала. Александр гуляет по Невскому проспекту, восхищается Исаакиевским собором, с трепетом смотрит на здание академии. В своё время сюда приходили Василий Суриков из Красноярска, Виктор и Аполлинарий Васнецовы из-под Вятки, Иван Крамской из Воронежской губернии…

Чуть обжившись на новом месте, Александр Бучкури набирается храбрости и идёт к Илье Репину. Взрослый мужчина, он робеет, как школьник, показывая свои работы знаменитому художнику. Работы, кстати, были не лучшие. Всё же некоторые Репину понравились, и он согласился принять Александра в школу Тенишевой, которой тогда руководил. За год он оценил способности воронежского ученика, и на следующий Александра приняли в Академию художеств в мастерскую Репина.

В музее академии в Санкт-Петербурге есть картина «Установка модели в мастерской Репина». Среди репинских учеников на ней изображены Александр Бучкури и его будущая жена Васса Епифанова. Познакомились они ещё в рисовальной школе Соловьёва.

Учился Александр хорошо. В табелях стояли пятёрки по анатомии, перспективе и живописи. А сам Репин писал о Бучкури: «…он отличный художник, и я горжусь таким моим бывшим учеником».

В 1904 году Александр Бучкури получил официальное звание художника, а в 1905-м на Весенней выставке в Санкт-Петербурге был удостоен премии имени Архипа Куинджи за картину «Похороны». Она хранится в Одесском художественном музее.

В 1906 году Александр Алексеевич обвенчался в Воронеже с Вассой Епифановой. Через год супруги окончательно вернулись в Воронежскую губернию, и для Бучкури начинается один из самых плодотворных периодов. Он устраивает летнюю мастерскую в селе Подгорное. Там он бывал не раз ещё студентом, рисуя на летних каникулах, но для крестьян всё равно оставался чужим. Они звали его «списчиком» (он списывал с них портреты) и однажды чуть было не побили. По селу ходили слухи, что тех, кого рисовал «списчик», будут выселять.

Понемногу подгоренцы привыкли к художнику и позже охотно ему позировали на выходных в праздничных нарядах. Бучкури любил красный цвет. Перед портретом «Девушки в красной кофте» 1911 года становятся понятны слова исследователей творчества художника, что красный «звучит в его картинах тонко, ярко».

Картина «Девушка в красной кофте»

В этот период Александр Алексеевич время от времени ездит в Санкт-Петербург, участвует там в выставках. Преподаёт в воронежской рисовальной школе. В 1912 — 1913 годах он написал знаменитую картину «Свадебный поезд». Девушку везут на телеге выдавать замуж, её подружки веселы, но невеста печальна. Хранится эта работа, как и «Девушка в красной кофте», в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского.

Картина «Свадебный поезд»

«Зачем такую развращающую картину повесили?»

После революции 1917 года Бучкури, по сути, оказался не у дел, его работы продолжительное время нигде не экспонировались. Александр Алексеевич продолжал давать уроки в рисовальной школе, художественных мастерских, а с середины 1920-х годов — в художественном техникуме. Среди его учеников — художники Аркадий Васильев, Михаил Лихачёв, Григорий Гончаров, Константин Стаховский, Василий Белопольский.

Лишь в 1933 году на выставке «Художники ЦЧО за 16 лет советской власти» была представлена картина Бучкури «Завтрак на сенокосе». Во многом благодаря тому, что работу приобрела редакция областной газеты «Коммуна». Художник сам пришёл в редакцию с «Завтраком», молотком и гвоздями и повесил картину. А потом ещё нет-нет да и забегал «тронуть холст» — исправить, улучшить. Он считал, что заказное полотно налагает на автора большую ответственность.

Картина «Завтрак на сенокосе» исчезла в годы войны. На выставке в Воронежском областном художественном музее, которая была организована два года назад, к 150-летию со дня рождения Бучкури, был представлен этюд работы «Завтрак на сенокосе»

«Завтрак на сенокосе» бесследно исчез во время войны, как и многие другие работы Бучкури. Это было полотно размером 2 на 4 метра. На поле, где кипит работа, прибывает старый помещик чай кушать. Бучкури в сатирическом ключе изобразил «паразитическое общество безвозвратно ушедшей в прошлое помещичьей России».

А в конце 1936 года на выставке в кинотеатре «Спартак» была представлена картина «Вывод». В письме своей племяннице художник писал: «Сегодня мне передавали, что дамы возмущались, зачем такую развращающую картину, как «Вывод», повесили. Ну не всё хорошее слушать, это тоже на пользу».

«Развращающую» картину «Вывод» исследователи творчества Бучкури называют одной из важнейших. Художник писал «Вывод» в различных вариантах около 20 лет и так и не закончил. В основе картины жестокий обычай, существовавший в деревне. Если жена изменяла мужу, он привязывал её раздетую донага к лошади и прогонял через всю деревню. «Развращающая» картина на самом деле об унижении, дикости, жестокости.

Работая над «Выводом», художник писал с себя мужа-изувера

Расстрел

«Автопортрет» Бучкури — одна из последних по времени написания картин художника, дошедшая до нас. Она датирована 1941 годом. 

Из оккупированного немцами Воронежа 71-летний художник эвакуироваться не смог: жена тяжело болела, не вставая с постели. Как рассказывали очевидцы тех страшных событий, в августе 1942 года оккупанты жестоко расправились с группой воронежцев. Среди них был Александр Бучкури. Он вёл под руку свою жену, которая еле шла. 5 августа пожилого художника Александра Бучкури и его супругу Вассу расстреляли фашисты... В тот же день были расстреляны и два брата Вассы Иосифовны.

Судьба многих работ выдающегося художника до сих пор неизвестна. Существуют сведения, что якобы Александр Алексеевич закопал свои работы в сундуке в саду. Но после войны там ничего найдено не было. Тем более что во время бомбардировок в дом художника попал снаряд, образовалась воронка. Тем не менее ходили разные слухи: якобы немцы нашли работы и вывезли их Германию, ещё одна версия — кто-то из воронежских художников, учеников Бучкури, нашёл коллекцию и продал её частному лицу в США. Как бы то ни было, но одна работа каким-то чудом обнаружилась в 1995 году на антикварном салоне в Москве. Называется картина «Пряхи». Экспертиза подтвердила, что это работа Александра Бучкури. Правда, как она там оказалась, так и осталось загадкой. Вроде бы из Швейцарии — но как она попала в Европу из Воронежа? В общем, пока вопросов по поводу судьбы многих картин Бучкури больше, чем ответов.

Фото: Александр ЗИНЧЕНКО.