Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

«Если машинист заснёт, поезд остановится через 7 секунд»
Фото: Фото Елены ИВАНОВОЙ.

«Если машинист заснёт, поезд остановится через 7 секунд»

Геннадий Иванович — заслуженный машинист, с которым у корреспондента «МОЁ!» получилась очень интересная история знакомства…

«Без меня народ неполный» — так говорил один из героев писателя Андрея Платонова. На самом деле народ неполный без каждого из нас, без каждого из вас, наши дорогие читатели. Мы хотим рассказать о людях, которые с любовью делают своё дело, честно живут и тем самым делают лучше этот мир, наш город, нашу жизнь. Если вы хотите рассказать о таком человеке, предложить нам своего народного героя — присылайте заявку на почту elenaivanova.press@mail.ru. Ждём героев!

Бобров Геннадий Иванович, машинист, 58 лет, женат, есть сын.

Геннадий Иванович — заслуженный машинист, с которым у меня получилась очень интересная история знакомства…

Мой сын — любитель поизучать вагоны. Пока мы разглядывали на железнодорожном вокзале очередной тепловоз, на первый перрон подошёл двухэтажный новенький состав Москва — Воронеж. Дай, думаю, спрошу кое-что… Бегу к молодому человеку в форме.

— Здравствуйте! Простите за беспокойство. Мой сын очень любит поезда и мечтает оказаться на месте машиниста. Расскажете ему, как всё устроено?

Он широко улыбнулся: «Если начальник согласится, без проблем! Подождите секунду!» Быстренько запрыгивает наверх и уходит вглубь вагона. Через две минуты возвращается вместе с машинистом, и они рассказывают моему сыну, для чего нужен миллион кнопочек на панели, про работу в рейсах, интересные истории из жизни.

На прощание мы сделали фото у локомотива — сияющий восьмилетний мальчишка и улыбающийся машинист.

После этого я решила обязательно разыскать отзывчивого машиниста, чтобы рассказать о нём всем. И вот я встречаюсь с ним на том же самом вокзале. Первая фраза Геннадия Ивановича: «А мою жену тоже зовут Елена Иванова! Мы аж подпрыгнули от удивления, когда увидели, кто будет у меня интервью брать!»

* * *

— Не знаю, почему я так железную дорогу люблю! Помню, мама рассказывала, как я любил смотреть на трамвайные пути, как только ходить начал. Чуть подрос, убегал на железную дорогу — она приходит с работы, сына дома нет. А меня соседка домой ведёт — увидела, как я на железке опять смотрю на поезда… Видимо, это у меня в крови!» — с улыбкой произносит машинист. Хотя в семье он один такой, уникальный железнодорожник, даже родной сын по стопам отца не пошёл.

В детстве Геннадий Иванович пробовал стать спортсменом, не сложилось — говорит, строением, фигурой не вышел, некрепким был. Потому после школы пошёл в железнодорожный техникум, по его окончании устроился помощником машиниста, как и мечтал, — в следующем году исполнится ровно 40 лет с того момента.

Тогда, в 19 лет, он толком не успел насладиться романтикой поездов — забрали в армию. А уже после службы за окнами его поездов вереницей понеслись города — Елец, Рязань, Воронеж, Москва… Грузовые и пассажирские составы, дороги на север и юг. Сколько их было — не сосчитать.

— Геннадий Иванович, расскажите, как все в поезде устроено? В чем заключается ваша работа?

— Машинист ведёт поезд с помощью пульта управления. В кабине нет ни радио, ни экранов с видео, даже телефонов — никаких развлечений, потому что я не только смотрю на дорогу, но и слушаю, как ведёт себя локомотив. По характерному звуку можно определить неисправность.

В кабине локомотива стоят камеры, которые фиксируют, соблюдается ли регламент. На руке машиниста — носимая часть контроля бодрствования ТСКБМ-Н — попросту специальное устройство, похожее на часы.

С ним нельзя отходить от пульта дальше, чем на 2 метра. Если вдруг отойдёшь, поезд экстренно остановится через 7 секунд. Не дай Бог заснёшь — тоже сразу экстренное торможение. Оно записывает, какое расстояние поезд проехал, на какой сигнал, по какому пути.

— А чем же занят помощник машиниста и как им стать?

— На помощника машиниста учат полгода в дорожно-технической школе. Он — неоценимая поддержка для машиниста! Бодрит и не даёт засыпать, когда мы едем, например, в ночь. А дороги бывают по 9 — 10 часов…

Расслабляться нам можно только на редких кратковременных остановках, в остальное время это исключено: слишком велика ответственность. Например, 739-й и 740-й — скоростные поезда, их скорость достигает 140 км/ч! А за твоей спиной — много людей, поэтому нужно всегда быть начеку.

— Наверное, всякие случаи за почти 40 лет работы бывали?

— Это точно… И бревна приходилось убирать с путей, которые из идущего впереди грузового состава выпали, и беременную женщину сопровождать до кареты скорой помощи, даже трактор перегонять! — Геннадий Иванович озорно улыбается, глядя как мои брови ползут вверх от удивления. — Да-да! Знаешь, как дело было? Едем мы в Елец. Ночь, темнота. И тут диспетчер передаёт, что на перегоне стоит трактор, а в кабине никого нет. Хорошо помощник машиниста у меня был деревенский парень. Быстренько выбежал, сел в трактор, отогнал его с путей, и мы поехали дальше.

— Наверняка были и трагичные случаи?…

— У каждого машиниста их с десяток за всю жизнь наберётся… Несчастная любовь, или выпил человек лишнего, или просто решил счёты с жизнью свести. Бросаются под поезд, а мы, конечно, не всегда успеваем затормозить — состав на скорости невозможно остановить одномоментно. Но счастливые случаи даже в таких ситуациях случаются — мальчишку лет 15 удалось спасти, благо мы на маленькой скорости ехали. Сразу вызвали скорую.

— А женщин среди машинистов много?

— Бывают, но не женская это профессия… Здесь стальные нервы нужно иметь, выдержку и отсутствие эмоций — разве ж это женские качества? Машинисты по двое — трое суток в месяц не спят, треть жизни проводят в ночи, да и питаются абы как. Но я не жалуюсь, куда я без железной дороги?

БЛИЦопрос

Чем вы больше всего гордитесь?
Горд, что не спасовал и остался в профессии. Многие не выдерживают и уходят, а я почти 40 лет здесь.

Ваше хобби — какое оно?
Кактусы — с детства ими занимаюсь.

Мой идеальный день — это…
…выйти с женой на надувной лодке в открытые воды водохранилища. Природу люблю. За грибами ходить.

Кем вы восхищались в детстве?
Хоккеистом Харламовым.

Опишите свой характер пятью словами.
Целеустремлённый, выносливый, весёлый, рассудительный и полный надежд.

Если не собой, то кем вам хотелось бы быть?
Шофёром, чтобы снова колесить по дорогам.

Если бы вы имели возможность встретиться с собой маленьким, что бы вы себе сказали?
Терпи, все хорошее впереди.

Ещё истории