Имя режиссёра Геннадия Казанского широкому кругу зрителей менее известно, чем, например, имена Гайдая, Рязанова или Михалкова. Чего не скажешь о фильмах Геннадия Сергеевича — немного найдётся людей, особенно среди старшего поколения, которые бы ни разу не видели «Старика Хоттабыча» (6+) или «Человека-амфибию» (12+). Такова, увы, судьба многих кинодеятелей — они остаются в тени своих фильмов (так, например, произошло с ещё одним нашим земляком, талантливым режиссёром с трагической судьбой Александром Серым, создателем легендарных «Джентльменов удачи» (12+)). Нынешняя наша публикация посвящена памяти замечательного режиссёра-постановщика Геннадия Казанского, которого не стало ровно 40 лет назад.
«Старик Хоттабыч» — чемпион по спецэффектам
Родился Геннадий Казанский 1 декабря (18 ноября по старому стилю) 1910 года в Воронеже. Кинематограф в те годы только зарождался, но этот вид искусства быстро развивался. К тому времени, как Геннадий окончил школу (учился он в Казани, куда переехала семья, в школе № 15 им. Песталоцци), он уже знал, что свяжет свою жизнь с кинематографом.
Геннадий прекрасно учился, хорошо рисовал, писал рассказы. А ещё в юности был участником молодёжного кружка «ЛяхБельТрест» — сообщество называлось по фамилиям создателей этого кружка Ляховых и Бельковичей. Геннадий с огромным уважением относился к педагогу Михаилу Николаевичу Ляхову и его жене, учительнице Любови Александровне, в доме которых и собирались члены молодёжного кружка. Примерно в это время Геннадий познакомился со своей будущей женой — Прасковьей Белькович.
В 20 лет Казанский окончил курсы искусствоведения при Ленинградском институте истории искусств. Сначала работал ассистентом по курсу киноигры в Ленинградском техникуме сценических искусств, с 1931 года — на киностудии «Ленфильм». Был помощником и ассистентом режиссёра, в 1937 году состоялся его дебют в качестве режиссёра. 26-летний Геннадий Казанский совместно с режиссёром Максимом Руфом снял фильм «Тайга золотая» (6+) о жизни золотоискателей.
В годы войны вместе с другими сотрудниками «Ленфильма» Казанский был эвакуирован в Алма-Ату. Вернувшись в 1944 году в Ленинград, продолжил работу на «Ленфильме», где проработал всю жизнь (за исключением небольшого перерыва — с 1946 по 1947 годы Казанский был сотрудником Ашхабадской киностудии).
В 1953 году на «Ленфильме» вышла картина «Римский-Корсаков» (12+) — это совместная работа режиссёров Геннадия Казанского и Григория Рошаля. Фильм рассказывает о двух последних десятилетиях жизни русского композитора. Картина имела успех у зрителя, принимала участие в основном конкурсе Венецианского фестиваля.
А через три года на экраны вышел полнометражный художественный фильм-сказка «Старик Хоттабыч» Геннадия Казанского. Автор сценария — Лазарь Лагин, написавший одноимённую повесть о приключениях пионера Вольки Костылёва и джинна из старинного сосуда Гассана Абдурахмана ибн Хоттаба, а проще — старика Хоттабыча.
На роль джинна пробовались знаменитые актёры, такие как Евгений Лебедев, Георгий Вицин. Но в итоге утвердили 53-летнего Николая Волкова. Когда его загримировали, режиссёр Геннадий Казанский воскликнул: «Берём!»
Фильм был встречен зрителями с восторгом. Это один из самых лучших детских фильмов советского периода. Для своего времени картина стала настоящим прорывом по уровню и количеству спецэффектов. Один только полёт на ковре-самолёте чего стоит!
Сцена снималась в павильоне: ковёр подвесили и закрепили в горизонтальном положении, направили на него вентилятор, чтобы ковёр как бы двигался в полёте, позже наложили пейзажные съёмки, сделанные с самолёта. А в качестве облаков использовали обычный дым, который сильно раздражал глаза. Помните сцену, в которой мальчик Женя выбрасывает бананы и у него текут слёзы? Глаза слезились как раз из-за дыма. Но Геннадий Казанский посчитал слёзы очень уместными (ну жалко мальчишке выбрасывать заморские фрукты, до слёз жалко!) и оставил этот кадр.
Интересный факт: в 1950-е в СССР бананов в продаже не было совсем. Если уж они и появлялись, то быстро расходились по семьям высокопоставленных граждан. И привозили бананы зелёными. Потому-то декораторы изготовили бананы из папье-маше и покрасили их зелёной краской
Съёмочной группе пришлось проявить чудеса мастерства и изобретательности, чтобы снять некоторые сцены. Это сейчас всё можно сделать с помощью компьютера, а тогда всё делалось «вживую». Взять, к примеру, сцену где Волька, впервые увидев джинна, взлетает к потолку. Снималась она так: под рубашкой у мальчика был надет широкий пояс, сзади — кольцо. Сверху, над «потолком», стоял человек с карабином, к которому прикреплялось кольцо. Юного актёра поднимали, он висел там подолгу, дожидаясь команды «Мотор!». После команды карабин отцепляли, мальчик падал вниз на мягкие маты. А потом кадры прокручивали назад, и получилось, что Волька взлетает к потолку.
Примерно по такой же технологии снимали момент, когда по велению старика Хоттабыча на футбольное поле с неба дождём посыпались мячи. Режиссёр попросил футболистов пнуть мячи вертикально вверх как можно выше, а при монтаже перемотали эту съёмку в обратном направлении.
Создателям картины пришлось потрудиться и над другими волшебными спецэффектами. Например, футбольные ворота, которые играли так, как хотел Хоттабыч, были раздвижными и за счёт этого могли то уменьшаться, то увеличиваться, располагались на скрытых рельсах, а сама штанга была резиновой. Сидевшие в яме рабочие по сигналу тянули за тросы, и штанга пропускала гол.
А сцену, где идёт караван из слонов и верблюдов, снимали в Одессе, позже наложили фоном московские улицы.
Сказочный фильм нашего земляка был очень популярным, за полгода после премьеры его посмотрели 40 миллионов зрителей. В 1958-м «Старик Хоттабыч» получил почётную грамоту на Международном кинофестивале в Ванкувере (Канада), а в 1971 году — почётный диплом на первом Международном кинофестивале детских фильмов в Панаме.
В 1959 году Геннадий Казанский представил ещё одну свою работу — «Не имей 100 рублей» (6+). Это добрая музыкальная комедия о кладоискателях и сокровищах, о любви и дружбе.
Интересный факт: изначально снимать этот фильм должен был Эльдар Рязанов, к тому времени уже создавший вместе со сценаристами этой картины Борисом Ласкиным и Владимиром Поляковым популярнейший фильм «Карнавальная ночь» (12+). Именно Рязанов придумал название «Не имей сто рублей». Однако в последний момент Рязанов отказался от съёмок (чем, кстати, вызвал недовольство руководства), и за дело взялся Геннадий Казанский.
«Человек-амфибия» — просто фантастика!
А в 1961 году киностудия «Ленфильм» выпустила на экраны настоящую сенсацию — фантастический фильм «Человек-амфибия» . Это совместная работа режиссёров Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского.
Яркий, зрелищный, захватывающий фильм по одноимённой повести Александра Беляева с потрясающе красивыми артистами — 17-летней Анастасией Вертинской в роли Гуттиэре (к тому времени она уже была известная зрителю, сыграв Ассоль в «Алых парусах» (12+)) и 21-летним Владимиром Кореневым в роли Ихтиандра.
Интересный факт: сценарий о человеке с жабрами акулы 10 лет был невостребованным — никто из советских режиссёров не решался взяться за такую сложную работу, ведь очень много съёмок нужно было проводить под водой, а тогда не было достаточных технических возможностей.
Когда заграничные киношники узнали о начале съёмок над фильмом, они удивлялись решительности советских кинематографистов. Американские журналисты писали, дескать, сам Уолт Дисней отказался от экранизации этого романа из-за сложности съёмок, а русские, у которых допотопная техника, решили бросить вызов.
«Человека-амфибию» снимали на Чёрном море в Крыму, а роль Буэнос-Айреса исполнил город Баку. Владимир Коренев и Анастасия Вертинская в течение нескольких месяцев обучались подводному плаванию в институте физкультуры. Они снимались во многих подводных сценах в Чёрном море, к помощи дублёров прибегали лишь в редких случаях.
Костюм Ихтиандра создали из эластичной ткани, из которой шили плотные женские колготки. В качестве чешуек использовали разрезанную вручную старую киноплёнку. Тысячи чешуек покрасили водостойкой перламутровой краской и вручную пришивали их к костюму.
Несмотря на то что критики отзывались о фильме довольно негативно и даже упрекали создателей в дурновкусии, зрители приняли картину с восторгом — в первый год его посмотрели больше 60 миллионов жителей СССР! Девушки сходили с ума от бездонных глаз Владимира Коренева, песня «Эй, моряк, ты слишком долго плавал» композитора Андрея Петрова стала хитом. Фильм занял лидирующие позиции в списке самых популярных советских картин.
«Казанский был добрым режиссёром»
Геннадий Казанский стал первым режиссёром, затронувшим в кино тему сталинских репрессий. «Грешный ангел» (6+) — так называется снятый им детский драматический фильм 1962 года.
То были годы оттепели, развенчание культа личности. Фильмов на эту тему на советском экране ещё не было. В картине рассказывается о судьбе девочки Веры, дочери «врагов народа». Родителей её отправили в лагерь по ложному доносу друга семьи. Девочку определили в детдом, откуда она сбежала и отправилась на Север в надежде увидеть маму и папу. Понятно, что этого ей сделать не удалось. В конце концов девочка оказывается на Черноморском побережье и попадает в школу-интернат, директор которой Денис Антонович Симбирцев очень поддержал Веру. Его роль сыграл артист Николай Волков — тот самый старик Хоттабыч. Прообразом Симбирцева стал педагог Казанского Михаил Николаевич Ляхов. Судьба его трагична: он был библиотекарем, когда его 14 сентября 1938 года арестовали по ложному доносу. Приговорили к лагерям, где он вскоре умер. Реабилитирован посмертно в 1958-м. Сам режиссёр не скрывал, что пригласил на роль Симбирцева актёра Николая Волкова, который внешне был чем-то похож на педагога Михаила Ляхова. И грим подбирали так, чтобы усилить это сходство.
Спустя некоторое время после выхода на экраны, когда оттепель закончилась, фильм «Грешный ангел» был негласно запрещён — попросту исчез с экранов.
Интересный факт: в фильме «Грешный ангел» есть эпизод, где отвечающему у доски ученику другой подсказывает ответ по радиосвязи, при этом наушник отвечающего спрятан под повязкой на ухе. Через три года такой же эпизод появился в комедии «Операция Ы» (6+) Леонида Гайдая — видимо, он позаимствовал идею из фильма Казанского.
«Фильм получился «антикультовым» вдвойне, — написал о картине «Грешный ангел» киновед Михаил Трофименков. — Казанский был добрым режиссёром: добрым без соплей, понимающим и чувствующим детей, с которыми работать умел отменно. И получилась у него не экранизация актуальных директив ЦК, а серьёзное и благородное детское кино про жизнь, которая — а для детей особенно — не чёрная и не белая, а разная <...> Исполнив свою историческую роль, он [Казанский] скромно вернулся в свою вотчину — снимать «Снежную королеву».
Сказка за сказкой
Ещё одна громкая премьера Геннадия Казанского — фильм-сказка «Снежная королева» (0+) по сценарию Евгения Шварца — вышла в 1966 году. Картину снимали в Карпатах и в Таллине .
В роли Герды снялась будущая звезда советского экрана 13-летняя Елена Проклова. Приметив девочку в картине «Звонят, откройте дверь!» (12+), Геннадий Казанский сразу же предложил ей сняться в «Снежной королеве». Фильм-сказка со спецэффектами и элементами мультипликации невероятно понравилась зрителям — и взрослым, и детям. А волшебное заклинание «Снип-снап-снуре-пуре-базелюре» стало нарицательным.
В 1975 году на экраны вышла чудесная музыкальная сказка «Новогодние приключения Маши и Вити» (6+). Это совместная работа Геннадия Казанского и режиссёра Игоря Усова. Картина получилась яркой, очень музыкальной и очень доброй.
Интересный факт: «Новогодние приключения Маши и Вити» снимали в красочных декорациях, которые делили со съёмочной группой советско-американского фильма-сказки «Синяя птица» (6+) с участием голливудских звёзд Элизабет Тейлор и Джейн Фонды. Правда, «Синяя птица» в прокате провалилась (бюджет картины составил 12 миллионов долларов, а сборы — всего 887 тысяч «зелёных»), а «Новогодние приключения...» имели огромный успех.
Всего Геннадий Казанский снял 17 фильмов. Последней его киноработой стала картина «Инженер Графтио» (12+) с Анатолием Папановым в главной роли (1979 год).
После этого Геннадий Сергеевич уже не занимался режиссёрской работой. Заслуженный деятель искусств РСФСР Геннадий Казанский скончался 14 сентября 1983 года в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище.
Дочь Казанского пошла по стопам отца, она 40 лет проработала на «Ленфильме» монтажёром. Как вспоминала Татьяна Геннадьевна, её отец был настоящим режиссёром, умевшим снять сцену с первого дубля. Всегда элегантен, никогда не кричал, был спокойным и тактичным человеком. Никогда не боялся идти на смелые эксперименты.
Наверное, потому, что многие его фильмы изобиловали чудесами, Геннадий Казанский слыл едва ли не волшебником. А ещё потому, что умел и любил создавать по-настоящему сказочное кино.