Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Как Ленин спас от расстрела «французского шпиона» из Воронежа
Леонид Сергеевич Вивьен (фото: сайт Александринского театра)

Как Ленин спас от расстрела «французского шпиона» из Воронежа

Удивительная история потомка древнего французского рода, который родился и вырос в Воронеже, выучился на инженера, а затем резко поменял направление деятельности и посвятил всю свою жизнь театру, отдав сцене 55 лет. Почти 30 лет Леонид Вивьен руководил Ленинградским драматическим театром, был учителем многих известнейших актёров. Но этого всего могло не произойти, ведь в 1919 году над ним нависла смертельная угроза...

Знаменитый режиссёр Георгий Товстоногов, имя которого ныне носит Большой драматический театр, рассказывал, что именно Леонид Вивьен сыграл решающую роль в его биографии, пригласив в свой театр на постановку «Оптимистической трагедии».

Актёр Бруно Фрейндлих (отец звезды советского кино и театра Алисы Фрейндлих), работающий в труппе Леонида Сергеевича, говорил о нём: «Большой артист, мудрейший человек, до самозабвения любивший театр».

А вот высказывание театрального и киноактёра Юрия Толубеева: «...то, что я стал учеником Л.С. Вивьена, было счастьем. Всем, что я делаю в театре, я в огромной степени обязан ему».

Прадед Леонида Вивьена дружил с Пушкиным

Художник Иосиф Вивьен де Шатобрен

Семья Леонида Сергеевича принадлежала к дворянскому французскому роду Вивьен де Шатобрен. Один из предков будущего театрального режиссёра Жан-Батист Вивьен де Шатобрен (1686 — 1775) был популярным во Франции драматургом. В XVIII веке представители рода перебрались из Франции в Польшу, а в XIX веке окончательно обосновались в России. Прадед Леонида Сергеевича Иосиф Иосифович Вивьен де Шатобрен (1793 — 1852) был известным русским живописцем, более 30 лет служил в Кремле преподавателем рисования в Дворцовом архитектурном училище. Обучал живописи на дому юного Ивана Тургенева. Получил известность как автор портретов выдающихся людей — философа и публициста Петра Чаадаева; поэта Василия Пушкина (дяди Александра Сергеевича); литератора и государственного деятеля Петра Вяземского; поэта и переводчика Евгения Баратынского и др.

Портрет Пушкина работы Вивьена де Шатобрена

Иосиф Вивьен де Шатобрен был хорошо знаком с Александром Пушкиным, а карандашный портрет поэта, написанный в 1826 году, пушкинисты считают одним из лучших и достоверных изображений Александра Сергеевича (работа хранится в Государственном музее им. А.С. Пушкина). Интересно, что впоследствии потомок художника, уроженец Воронежа Леонид Вивьен больше всех поэтов любил Пушкина, работал над его драматическими произведениями и служил в театре, носящем имя поэта.

Дебютировал в 9 лет на сцене воронежского театра

Будущий режиссёр Леонид Вивьен родился в апреле 1887 года в семье воронежского инженера Сергея Александровича Вивьена. Мать Елизавета Дмитриевна увлекалась любительским театром. Её сестра танцевала в Большом театре, а племянница Гали Большакова — в Мариинском, впоследствии стала заслуженной артисткой РСФСР.

В 1890 — 1900 годах семья жила в доходном доме Земскова. Сегодня этот симпатичный голубой дом с башенками (пр. Революции, 7) является объектом культурного наследия регионального значения.

Так выглядит дом, в котором жила семья Вивьен...
...а так дом Земского выглядел до революции

Впервые Леонид вышел на сцену в 9 лет — исполнил роль мальчика в спектакле «Счастливец» Немировича-Данченко у антрепренера Вениамина Никулина. Дебют юного Леонида Вивьена состоялся на сцене Воронежского зимнего театра.

Воронежский зимний театр, ныне театр драмы им. А.В. Кольцова

В том же возрасте Леонид Вивьен поступил в 1-ю Воронежскую классическую мужскую гимназию, которую окончил в 1904-м. Ещё учась в гимназии, Леонид Вивьен участвовал во всех гимназических спектаклях, сцена его манила с детства. «Первое выступление было в пьесе «Через край» В. Тихонова в роли чиновника Мухина; помню свои волнение и радость, когда получил похвалы от зрителей, товарищей и даже инспектора гимназии».

Однако юноша решил пойти по стопам отца-инженера (инженерами были и дед Леонида, и его братья Сергей и Александр) и после окончания гимназии поступил в Петербургский политехнический институт на электромеханическое отделение по специальности «инженер железобетонных конструкций». Через год институт временно закрылся, и Леонид Вивьен вернулся в родной Воронеж, где в течение шести месяцев служил в любительской театральной труппе Народного дома.

Народный дом располагался южнее нынешнего дома № 8 по пр. Революции. Здание с театрально-концертным залом было торжественно открыто в 1904 году. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено, восстанавливать его не стали.

Ради театра бросил институт перед защитой дипломного проекта

Затем Леонид вернулся в политехнический институт, где участвовал в драматическом студенческом кружке. За год до выпуска познакомился с актёром Малого театра Николаем Падариным, прочёл ему несколько стихов, и тот посоветовал Леониду поступать в театральное училище, но отец был против.

В выпускном 1910 году Леонид Вивьен работал над дипломным проектом (по его проекту был построен мост-виадук в посёлке Вырица на Гатчине). Но буквально накануне защиты дипломного проекта вопреки воле отца не стал защищаться и бросил институт. Видимо, гены матери — большой поклонницы театра — оказались сильнее отцовских «инженерных» генов.

В сентябре того же 1910-го Леонид поступил в Императорское театральное училище. На экзаменах Леонид Вивьен прочёл знаменитый отрывок из Белинского «Любите ли вы театр?», монолог Бориса Годунова из трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» и басню Крылова «Лжец». Блестяще выдержав экзамен, был принят в класс театрального режиссёра Владимира Давыдова.

С 1911 года студента театрального училища Леонида Вивьена начали привлекать к участию в спектаклях знаменитого Александринского театра — это один из старейших драматических театров России, который в XIX веке был флагманом театральной культуры в стране.

Театр несколько раз менял название:  Русский театр для представлений трагедий и комедий, Малый театр. С 1832-го, когда на Невском построили великолепное здание театра по проекту Карла Росси, стал называться Александринским (в честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны). С 1920-го стал именоваться Ленинградским государственным театром драмы, или Ак-драмой — от «академический», затем государственному театру драмы присвоили имя А.С. Пушкина. В 1990-е вновь стал именоваться Александринским.

«Горький сказал, что играю я правильно»

Сначала Вивьен играл в массовках, ездил в летние гастрольные туры. Учась на последнем курсе, Леонид стал посещать студию Всеволода Мейерхольда.

В сентябре 1913 года наш земляк был зачислен в труппу театра и назначен ассистентом Давыдова. С того же времени 26-летний актёр начал преподавать в школе-студии при Александринском театре. А через два года, с 1915-го, ему стали доверять большие роли — Трофимова в «Вишнёвом саде» (12+), Каренина в «Живом трупе» (16+), князя Звездича в «Маскараде» (16+), Хлестакова в «Ревизоре» (16+) и пр.

Вскоре он занял одно из ведущих положений в театре и стал любимцем публики. Во время гастролей печатные издания взахлёб расхваливали потомка древнего французского рода за аристократизм и благородство. «Большого внимания заслуживает г. Вивьен, сыгравший ряд ролей глубоко продуманно, искренне и сильно; вообще, это даровитый, разнообразный и умный артист», «Неизменным успехом пользовался разнообразный артист Л.С. Вивьен, занятый почти в каждом спектакле», — писал журнал «Театр и искусство».

Публика была в восторге от молодого актёра Александринки Леонида Вивьена 

После октябрьского переворота, в ноябре 1917-го, Леонид Сергеевич вошёл в состав Временного комитета по управлению Александринским и Михайловским театрами. После премьеры спектакля «Мещане» (16+) по пьесе Максима Горького к артистам зашёл сам автор. Леонид Сергеевич так вспоминал ту встречу с Горьким: «...поздоровавшись со мной и пожав мне руку, он поощрительно сказал своим характерным окающим говорком, что, мол, играю я правильно».

Леонид Вивьен в 1917 — 1919 годах (фото: russiainphoto.ru)

Арест и спасительная телеграмма Ленина

Владимир Ленин

А в декабре 1919 года Леонида Вивьена арестовала ЧК по подозрению в контрреволюционной деятельности. В ситуацию вмешался Максим Горький, эта информация также дошла до Владимира Ленина. Вождь пролетариата отбил телеграмму председателю Петроградской ЧК Глебу Бокию и в особый отдел Туркфронта Самары (туда намеревались переправить арестованного Вивьена): «Г.И. Бокию. Вне очереди. Сообщить мне час вручения телеграммы. Самара, особый отдел Туркфронта.

Бокию: сообщите, серьёзны ли улики против Леонида Сергеевича Вивьена, абсолютно ли необходимо отправить его в Самару. Мне говорят, что тут недоразумение, и я временно оставляю его в Москве. Ленин».

В апреле 1920-го Леонида Вивьена освободили без предъявления обвинения.

Современники говорили, что впоследствии, когда Леонида Сергеевича звали куда-то пройти, он часто переспрашивал: «С вещами или без?»

Как Вивьен отстоял спектакль «Бег»

Писатель и драматург Самуил Алёшин в книге "Встречи на грешной земле" (16+) поведал о таком случае. Это было в конце 1950-х годов, когда в Ленинградский драматический театр нагрянула московская министерская комиссия с требованием запретить «неблагонадёжную» постановку — спектакль по Михаилу Булгакову «Бег» (16+). Однако, выслушав доводы об «идеализации» белогвардейцев и недопустимости этого спектакля в советском театре, Леонид Сергеевич невозмутимо заявил: «Стало быть, Владимир Ильич Ленин в своё время сказал, что деятелей искусства надо не принуждать, а убеждать. А вы нас, стало быть, не убедили. И вот почему» — после чего привёл массу доводов в защиту пьесы. Комиссия уехала ни с чем.

Однако вскоре директора театра, главного режиссёра Леонида Вивьена, поставившего «Бег», и секретаря парткома вызвали на ковёр в обком — по поводу того же спектакля. В обкоме директор и секретарь парткома были напуганы донельзя, чего нельзя было сказать о Леониде Вивьене, который даже тихонечко напевал себе под нос мотив известной бульварной шансонетки начала ХХ века. Комиссии он пообещал подумать «в свете указаний товарища Ленина». После чего, как писал Самуил Алёшин, вышел со своими перепуганными коллегами на улицу и, потирая руки, поинтересовался: «Ну-с, так куда бы нам сейчас, стало быть, пойти перекусить?»

Попутчики удивились его невозмутимости и смелости. А он объяснял это тем, что однажды был арестован и почти приговорён к расстрелу. «Как французский шпиён, стало быть. Из-за фамилии. Так что хуже не будет. И не такой испуг я уже, стало быть, пережил».

Спектакль «Бег» так и не отменили. Вивьен поначалу на вопросы из обкома отвечал, что продолжает обдумывать всё сказанное. Но спектакль  имел большой успех. Была хрущёвская оттепель, и в конце концов партийное руководство решило не запрещать постановку. Всего с 1958-го по 1964-й спектакль прошёл 155 раз.

 

Сцена из спектакля «Бег» (16+) в постановке Леонида Вивьена (фото: сайт Александринского театра)

«Любил артистов от мала до велика»

Но вернёмся в 1920-е годы. После освобождения из-под ареста Леонид Вивьен продолжал играть в спектаклях Государственного театра драмы (Ак-драмы). В конце 1923 года вошёл в состав руководства Театра-студии при Ак-драме, а в феврале 1924 года дебютировал на сцене Ак-драмы в качестве режиссёра с постановкой «Скандалистов» (16+) по Б. Шоу, где исполнил одну из ролей.

Весной 1927-го вместе с единомышленниками создал Театр стажёров, через год реорганизованный в Театр актёрского мастерства (ТАМ), который просуществовал до 1938 года под неизменным руководством Вивьена, при этом он по-прежнему служил в Государственном театре драмы.

В сентябре 1932 года отмечалось 100-летие театра, тогда же Вивьену было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А в 1936-м Леонид Сергеевич был назначен главным режиссёром Государственного театра драмы имени А.С. Пушкина и руководил им почти 30 лет, до самой своей смерти. На его счету множество сыгранных ролей и около 30 поставленных спектаклей.

За спектакль «Незабываемый 1919-й» по пьесе Вишневского Леонид Вивьен был удостоен Сталинской премии (1951 год). В 1954-м нашему земляку было присвоено звание народного артиста СССР, через три года ему вручили орден Ленина.

Леонид Вивьен

Бруно Фрейндлих вспоминал, что режиссёр Леонид Вивьен «любил артистов от мала до велика. <...> Вивьен часто говорил: «Театр должен быть таким, чтоб зритель приходил к нам как на праздник». Человек высочайшей культуры, тонкий художник и педагог, он справедливо считал классику одной из основ репертуара».

Современники Леонида Сергеевича отмечали его необыкновенную человечность; мягкость, удивительным образом сочетающуюся с настойчивостью; подлинную интеллигентность. Это был человек, который любил красоту — в природе, в музыке, в людях — и преклонялся перед ней. Да и сам был красивым во всех отношениях человеком.

«Вивьеновское «Не слышу!» идентично «Не верю!» Станиславского»

Что касается педагогической деятельности Леонида Вивьена — ещё в 1918 году он вместе с Мейерхольдом разработал проект положения о Школе актёрского мастерства (ШАМ). В 1918 — 1922 годах был художественным руководителем ШАМ, в 1922 году преобразованной в Институт сценических искусств (ИСИ) в результате слияния с другими школами. С 1922-го по 1925-й Вивьен был ректором этого института.

Ученик Вивьена Николай Симонов в роли Петра I в фильме «Пётр I»

Затем институт был преобразован в техникум сценических искусств, где Леонид Вивьен преподавал больше 40 лет, с 1925 года по 1966-й (позднее техникум стал Ленинградским государственным институтом театра, музыки и кинематографа). В 1940 году Леониду Сергеевичу присвоили звание профессора. Среди его учеников были Василий Меркурьев, Николай Симонов, Юрий Толубеев, Ольга Казико, Елена Карякина и многие другие известные деятели кино и театра. С 1961 года Леонид Сергеевич преподавал в театральном институте имени Островского.

Василий Меркурьев («Верные друзья», «Небесный тихоход», «Летят журавли» и т. д.)

Василий Меркурьев вспоминал: «Как-то уже в последние годы жизни Леонида Сергеевича кто-то из актёров сказал:

— Вивьен совсем глохнет. Всё время из зала кричит: «Не слышу!»

Я стал обращать на это внимание и понял: когда актёр говорит текст осмысленно, даже если он говорит его шёпотом, Леонид Сергеевич не делает никаких замечаний. А когда текст просто «пробалтывается», он кричит из зала: «Не слышу!» И я понял, что вивьеновское «Не слышу!» идентично «Не верю!» Станиславского». Василий Меркурьев говорил, что «Леонид Сергеевич — мост из великого прошлого Александринки в настоящее и будущее».

Когда в свой 70-летний юбилей Леонид Сергеевич легко и просто прошёл, танцуя мазурку, через всю сцену родного театра, зрители долго стоя аплодировали артисту за его неутомимую творческую молодость.

«Полы лучше буду мыть, а сниматься — никогда!»

Леонид Сергеевич Вивьен ушёл из жизни 1 августа 1966 года после тяжёлой болезни. Ему было 79 лет. Неутомимый режиссёр до самой смерти трудился, в последний год работал на спектаклем по драме Лермонтова «Маскарад» (16+). Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Бруно Фрейндлих

Вот как описывал Бруно Фрейндлих момент, когда узнал о кончине Леонида Вивьена: «В 1966 году поехал я в отпуск в Прибалтику, объездил пляжи Рижского залива, вернулся в Ригу, купил в киоске «Правду», развернул и был ошеломлён большим портретом в чёрной рамке: «Театральное искусство понесло тяжёлую утрату — скончался Л. С. Вивьен». Тяжёлая тоска легла на сердце. Встречу ли я еще кого-нибудь, кто с таким же вниманием отнесётся к моему творчеству, как Леонид Сергеевич Вивьен?.. До сих пор я свято храню в сердце его светлый образ».

Супруга Леонида Вивьена Евгения Михайловна

Леонид Сергеевич был женат на театральной актрисе Евгении Михайловне Вольф-Израэль, она пережила мужа на 11 лет.

У супругов была дочь Марина — она родилась в 1925 году, стала актрисой и театроведом, с 1986 года была директором музея академии русского балета им. А.Я. Вагановой. Скончалась Марина Леонидовна в 2020 году.

Дочь режиссёра Марина Вивьен тоже была актрисой

В своих воспоминаниях Марина Вивьен рассказывала, что ленинградская квартира её родителей всегда была открыта для гостей, среди которых было много деятелей искусства. Какое-то время у них жили его ученики Василий Меркурьев и Николай Симонов. Очень тепло отзывалась о своём воронежском дедушке Сергее Александровиче Вивьене: «Это был какой-то светлый, уютный человек, каждый приход его доставлял всей семье истинную радость».

Марина Леонидовна писала, что отец её преклонялся перед балетом, классической музыкой, но, конечно, театр был для него всем. Много раз предлагали Леониду Сергеевичу сниматься в кино, и он много раз отказывался. Но всё же кинематографический опыт у него был. Впервые он снялся в картине «Обрыв» 1913 года (фильм не сохранился). Второй раз сыграл адмирала Тыртова в фильме «Александр Попов» (6+) об изобретателе в области радиосвязи. 

Леонид Вивьен в фильме «Александр Попов» в роли адмирала

В 1937-м сыграл ведущую роль в картине «Балтийцы» (6+). Как вспоминала дочь режиссёра, ей тогда было лет 12. Отец, завершив съёмки, вернулся мрачным и заявил: «Полы лучше буду мыть, а сниматься — никогда». А между тем за роль командира Ростовцева в этом фильме в 1938 году Леониду Вивьену вручили орден «Знак Почёта».

Кадр из фильма «Балтийцы»

В день 16-летия дочери Леонид Сергеевич подарил ей свою фотографию с надписью: «…Помни одно: если хочешь трудиться в области искусства, научись как следует любить его, трудиться не покладая рук, развивать голову, так как не мыслить в области искусства — значит и ничего не создавать, а быть только маленьким ремесленником. Люби жизнь, действительность, родину, постигай её и учись, учись без конца. Любящий отец».