Композитор и дирижёр Михаил Иосифович Носырев родился в Ленинграде 28 мая 1924 года. С восьми лет учился игре на скрипке и фортепиано. Окончив в 1941 году школу при Ленинградской консерватории, был принят на первый курс высшего учебного заведения.
Арест и страшный приговор
В послевоенное время награждённый медалью «За оборону Ленинграда», Михаил Носырев, оказавшись в блокадном Ленинграде, делил тяготы жизни вместе со всеми блокадниками.
В 1943 году солист оркестра Ленинградского радиокомитета и дирижёр-стажёр Ленинградского театра музыкальной комедии Михаил Носырев был арестован по доносу одной из преподавательниц консерватории органами НКВД и приговорён к расстрелу по ст. 58 УК РСФСР. Основным доказательством вины был дневник «антисоветского содержания», изъятый у 19-летнего юноши при обыске. О чём же он писал в своём дневнике? О блокаде. О голоде, холоде, лишениях и умерших людях...
После оглашения страшного приговора почти месяц Михаил провёл в камере смертников в ожидании расстрела. Трудно представить, что пережил юноша в те дни. Однако случилось неожиданное — высшую меру заменили десятилетним заключением.
Десять лет в лагере Воркуты — для многих тот приговор был равнозначен смертному. Но он выжил. И не последнюю роль в том сыграла музыка, которую Михаил Носырев начал сочинять в тюремных застенках. Основные темы всех его будущих произведений, как он рассказывал впоследствии, зазвучали в нём именно тогда.
В какой-то момент во время заключения Михаилу Иосифовичу посчастливилось попасть в недавно открывшийся лагерный Воркутинский музыкально-драматический театр. И главный режиссёр этого театра, и дирижёр, и артисты — все они были заключёнными Воркутлага, до ареста работавшими в ведущих театрах страны. Воркутлаг — это огромный лагерь, который был главным поставщиком угля для военных нужд.
Михаил Носырев в театре поначалу был скрипачом, затем концертмейстером и дирижёром. Занимался оркестровыми аранжировками, а также сочинением инструментальных и вокальных фрагментов для театральных постановок. Так формировался этот удивительно тонкий, яркий, разносторонний музыкант. Воркута заменила ему и консерваторию, и аспирантуру, и композиторский факультет.
Балет Носырева ставили в театре почти 20 лет
После освобождения в 1953 году Михаил Иосифович остался в Сыктывкаре на поселении с поражением в гражданских правах на пять лет. Работал в Коми республиканском театре драмы, где дирижировал оркестром и продолжал сочинять музыку.
Эта музыка и связала его навсегда со своей женой — студенткой Сыктывкарского педагогического института Эммой, на стихи которой Михаилом Носыревым был написан «Марш Коми молодёжи». Там же, в Сыктывкаре, родился у них и сын, названный в честь отца Михаилом.
В 1958 году семья Носыревых переехала в Воронеж. Здесь Михаила Иосифовича пригласили на работу дирижёром театра музыкальной комедии, позднее преобразованного театр оперы и балета. Став дирижёром театра, Носырев сразу включился в работу над премьерными постановками опер, балетов и оперетт. За 23 года на этой сцене с его участием было поставлено десятки оперных и балетных спектаклей.
Талант Михаила Иосифовича проявлялся в самых разных сферах музыкального творчества. Он был симфоническим и оперным дирижёром, скрипачом, пианистом, композитором. Написал несколько симфоний, инструментальных концертов, квартетов, музыку к трём балетам и пр.
В историю культуры Воронежа вошёл его балет «Песнь торжествующей любви» по одноименной повести Ивана Сергеевича Тургенева, который не сходил со сцены оперы и балета почти 20 лет. Сам он говорил так: «У Тургенева слово как музыка льётся. Вы вслушайтесь в его прозу, и у вас самих родится мелодия».
Реабилитирован посмертно
В своём деле Носырев был мастером с большой буквы. Таким маэстро и запомнился людям, которые знали его, — уверенным в себе и своих силах неунывающим человеком. Однако, познав всю горечь лагерного заключения, он и после освобождения продолжал жить с тяжёлой травмой в душе. Однажды поставленная в личном деле печать «политкаторжанина» продолжала незримо ломать ему жизнь. Как в одной из своих статей писал профессор ВГУ Лев Кройчик, «в жизни Михаил Иосифович Носырев выглядел весёлым и компанейским человеком. Но Боже, что творилось в его сердце!»
Михаил Иосифович Носырев трижды представлялся к званию Заслуженного деятеля искусств РСФСР, но всякий раз документы не шли дальше обкома КПСС, где в те времена решались подобные вопросы. Дважды Михаилу Иосифовичу отказывали и в приёме в члены Союза композиторов СССР, в конце концов приняв лишь благодаря личному вмешательству Дмитрия Шостаковича, который в то время возглавлял российскую композиторскую организацию.
Жизнь композитора Михаила Носырева оборвалась в марте 1981 года. Ему было 56 лет. Похоронили музыканта на Юго-Западном кладбище в Воронеже. А семь лет и девять месяцев спустя — в 1988 году — Верховный суд СССР полностью реабилитировал композитора. Посмертно.
Драматизм и гуманизм музыки Носырева
Главным наследием Носырева стала его музыка. В его симфониях и инструментальных концертах воплощён конфликт мироощущения композитора — противостояние творческой личности и государственной машины. Сочинения нашего земляка стали яркими историческими документами своей эпохи.
О «симфонизме Носырева» как о явлении музыки ХХ века говорят не только в России, но и далеко за её пределами. В начале XXI века в Лондоне фирмой звукозаписи «Олимпия» были изданы многотысячными тиражами все основные произведения композитора: четыре симфонии, три концерта (для скрипки, фортепиано и виолончели с оркестром) и балет «Песнь торжествующей любви». В 2016 году в издательстве «Композитор. Санкт-Петербург» было окончено издание полного 12-томного собрания сочинений композитора. Первый экземпляр этого собрания был передан в Санкт-Петербургскую консерваторию, где когда-то начинал учиться будущий композитор.
Сегодня имя Михаила Носырева называют среди самых выдающихся композиторов XX столетия, и музыка его звучит в городах Европы, Москве, Санкт-Петербурге и, разумеется, в Воронеже, где имя Михаила Иосифовича присвоено детской школе искусств № 11.
А вот что говорил о воронежском композиторе шведский музыковед Пер Сканс: «Когда несколько лет назад я впервые познакомился с музыкой Михаила Носырева, у меня рот раскрылся от удивления. И не только потому, что технический уровень этой музыки в смысле мелодии, гармонии, ритма и оркестровки является высочайшим, что находится в русле блестящей русской традиции в этом направлении, но и потому, что каждый аккорд носыревских партитур пронизывает глубокий драматизм.
Я считаю чудом, что композитор смог писать такую музыку после всех испытаний судьбы, описанных в его биографии. Это редкий факт, свидетельствующий о том, что Михаил Носырев обладал не только незаурядным музыкальным талантом, но и что ему был присущ необыкновенный гуманизм».