Трудно представить, как можно играть на сцене, не слыша собственного голоса, собственных интонаций. И играть так, что дух захватывало не только у зрителей, но и у коллег по актёрскому цеху. Кажется, что такое невозможно. А он смог. Он — это уроженец Воронежа, великий русский трагик Александр Остужев.
Сокровище из Воронежа по фамилии Пожаров
Александр Пожаров родился в Воронеже 28 апреля 1874 года. Его отец работал на железной дороге машинистом. Александр с детства много читал, увлекался театральным искусством, но пошёл по стопам отца — поступил в железнодорожное техническое училище. Правда, оттуда на третьем году обучения был отчислен из-за конфликта с преподавателем.
После этого сменил несколько специальностей, в том числе трудился и на железной дороге — надо же было как-то зарабатывать на жизнь. Параллельно играл в любительских спектаклях и лет с двадцати исполнял эпизодические роли в Воронежском театре (ныне Воронежский драматический театр драмы имени А.В. Кольцова).
В 1895 году во время гастролей Малого театра в Воронеже столичный актёр Александр Южин обратил внимание на талантливого воронежца, игравшего вместе с ним в спектакле небольшую роль. И пригласил Александра Пожарова в Малый театр. Пожаров приглашение принял с удовольствием.
«Я нашёл в Воронеже сокровище, в которое я верю, как в крупную будущую силу, — писал в те годы Александр Южин драматургу Петру Гнедичу, — и смело в первый раз беру на себя ответственность за всю его жизнь, извлекая его из службы при юго-восточных дорогах на сцену».
С помощью Южина Александр поступил на драматические курсы Московского театрального училища (сегодня это Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина). А в 1898 году воронежца Александра Пожарова приняли в труппу Малого театра, одного из старейших театров России.
Псевдоним позаимствовал из пьесы
Александр был хорош собой, обладал невероятно красивым голосом, имел пылкий темперамент — всё это способствовало его успеху на сцене. Неудивительно, что одной из первых значительных его ролей была роль Ромео в постановке 1900 года — театральные критики называли его «совершенным Ромео». Также наш земляк служил в молодёжном филиале Малого театра — Новом театре. Говорят, именно там он взял псевдоним Остужев. По одной из распространённых версий, которую рассказывал сам актёр, дело было так: во время одного из спектаклей публике настолько понравилась игра Александра, что зрители с галёрки начали бурно приветствовать его: «Браво, Пожаров!» Другие же зрители испугались, что люди кричат: «Пожар!», и бросились в панике к выходу.
Чтобы впредь подобных ситуаций избежать, руководство театра решило, что молодому актёру надо сменить фамилию. Коллеги предлагали Пожарову разные, схожие с его фамилией варианты — Огнев, Пламенев, Костров. Но он решил выбрать псевдоним-антоним — Остужев, позаимствовав фамилию у одного из действующих лиц пьесы Южина «Джентльмен».
Есть и другая версия, которую озвучил историк и театральный критик Юрий Эйхенвальд — якобы актёр и режиссёр Малого театра Александр Ленский дал Пожарову псевдоним «Остужев», чтобы остудить его горячий нрав.
А нрав у Александра и впрямь был горячим: однажды он подрался с одним из актёров и вынужден был уйти из Малого театра, в 1901 — 1902 годы выступал на сцене Русского драматического театра Корша. А затем вернулся в Малый театр, где играл практически всю свою жизнь.
Глухота в 36 лет
Молодому актёру Александру Остужеву довелось играть с такими великими артистами, как Мария Ермолова, Гликерия Федотова, Пров Садовский и другими, и он сумел стать их достойным партнёром по сцене.
По воспоминаниям коллеги Александра, актрисы Евдокии Турчаниновой, Остужев буквально горел на сцене и порой не мог себя контролировать. (Ну а как иначе мог играть человек, родившийся с такой огненной фамилией!). «Его партнёрам приходилось зорко следить, чтобы не пострадать от цепких, сильных рук Остужева, способных сжать ваши, подобно клещам, до боли… В „Бое бабочек“ Зудермана, будучи партнершей Остужева, я после каждого спектакля была „пострадавшей стороной“: муслиновые рукава платья, которое я надевала по пьесе на костюмированный бал, оказывались порванными, а мои руки в синяках», — писала Евдокия Турчанинова.
В 1908 году случилась беда: у актёра диагностировали болезнь Меньера, из-за которой он начал катастрофически терять слух и к 1910 году в возрасте 36 лет практически полностью оглох. Трудно представить, что это значило для артиста...
Поначалу он был в отчаянии, но не опустил рук и не ушёл со сцены, продолжая создавать яркие театральные образы. Незадолго до этого, уже теряя слух, в августе 1909 года, он исполнил трагическую роль Лжедмитрия в спектакле «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». А после наступления глухоты играл в новых постановках по Шекспиру, в том числе в «Двенадцатой ночи» и «Венецианском купце».
Как же удавалось глухому артисту играть в спектаклях? Остужев полностью запоминал слова всех ролей, чтобы на сцене иметь возможность читать реплики коллег по губам. А если же он был на помосте один, он произносил свой текст по сигналу загорающейся лампочки суфлёра или взмаху его руки.
Потеряв слух, с 1910 по 1920 годы Остужев сыграл в более чем 30 спектаклях, в том числе исполнял роли Освальда в «Привидении», Хлестакова в «Ревизоре», Орландо в «Как вам это понравится», Ореста в «Электре» и другие.
Творческий кризис и ошеломительный успех
А в начале 1920-х у актёра начался творческий кризис, он не соглашался играть свои прежние роли, считая себя слишком старым для романтических героев, а ему в то время было всего около 40 лет.
К тому же в 20-е годы прошлого столетия в моду вошло новаторское искусство. (Кстати, эту моду высмеяли в «Двенадцати стульях» Ильф и Петров — помните спектакль »Женитьба» по Гоголю с оркестрантами, которые играли на бутылках и кружках Эсмарха, и настоящей глазуньей на сковороде вместо персонажа по фамилии Яичница?) В общем, дореволюционная театральная школа, одним из ярких представителей которой был Александр Остужев, стала будто бы и не нужна. Но к счастью, Малый театр остался верен традициям и отдавал предпочтение классике.
После 1923 года Остужев сыграл кронпринца Фердинанда в премьерном спектакле «Железная стена», Марка Антония в «Юлии Цезаре» (эту постановку публика приняла холодно), Квазимодо в спектакле по роману «Собор Парижской Богоматери», Карла Моора в «Разбойниках». Этот спектакль имел успех. Но после него наступило затишье на долгие годы. Были несколько незначительных ролей, чуждых его актёрской индивидуальности. Но он добросовестно исполнял эти роли и по-прежнему буквально жил в театре. Правда, большую часть времени проводил в гримёрной, избегал общества, стесняясь своей глухоты.
«Я была свидетельницей неизменной, упорной недооценки Остужева, непонимания его неисчерпаемых творческих возможностей, — вспоминала коллега и друг Александра Алексеевича, актриса Наталья Луначарская-Розенель. — Переворот в отношении к Остужеву произошёл вовремя, ему ещё были дарованы пятнадцать лет творческой жизни».
Переворот этот случился в январе 1935 года, когда 61-летний Александр Остужев получил роль Отелло. Немногие из его коллег верили, что спектакль с Остужевым удастся. Но они глубоко ошибались.
Успех был ошеломляющим! По воспоминаниям современников, вся Москва с рассвета стояла у дверей Малого театра, чтоб купить билеты. К концу 1937 года спектакль был сыгран сто раз! И это при том, что Остужев в 1936 году перенёс на сцене сердечный приступ, после чего проходил лечение и какое-то время не мог выступать. Современники Александра Алексеевича рассказывали, что на гастролях Малого театра в Ленинграде после спектакля «Отелло» занавес давали 42 раза! А Остужев стоял в центре сцены, плакал и шептал: «Спасибо, спасибо»...
Постановка «Отелло» с участием Александра Остужева шла в Малом театре до самого его ухода на пенсию.
Зрители до гостиницы несли Остужева на руках
После Отелло были ещё важные роли — Барон в «Скупом рыцаре», главная роль в спектакле «Уриэль Акоста». По воспоминаниям известного актёра Евгения Весника, которому в середине 40-х годов посчастливилось быть лично знакомым с Остужевым, трагическую роль философа Акосты 66-летний Остужев сыграл потрясающе. Вот что рассказывал Евгений Яковлевич: «У нас, артистов, мурашки бегали по спине, некоторые, в том числе и я, не могли скрыть слёз, зал взрывался долгой-долгой овацией… Незабываемые минуты!»
После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941-го, актёр прочитал на радио стихотворение «Священная война». Вскоре оно было положено на музыку и стало одной из самых известных песен Великой Отечественной.
Малый театр продолжал работать и во время войны. Сам актёр, которому было уже под 70, выступал вместе с театральными бригадами перед фронтовиками, отдал все свои личные сбережения в Фонд обороны.
В 1941 — 1942 годы последней премьерой Остужева стала роль Рассказчика (от автора) в спектакле «Отечественная война 1812 года» по роману Льва Толстого «Война и мир».
В 1942-м, после разгрома немцев под Москвой, Малый театр был в Челябинске. Вот что писал Евгений Весник об этом событии: «Спектакль Малого театра «1812 год». Зрительный зал полон — аншлаг. На спектаклях с участием Александра Остужева не могло не быть аншлага, нигде и никогда. В роли есть текст о том, что Москва освобождена от врагов и снова русская! И хотя речь шла о войне 1812 года, Остужев произносил его с таким вдохновением, вкладывая в него своё гражданское отношение к тогдашней военной ситуации, с такой физической и голосовой отдачей, что нам, стоявшим за кулисами, было страшно за него, пожилого человека. А зрители в едином порыве вскочили со своих мест и устроили длительную овацию, сломавшую и ход, и темп, и ритм спектакля…
Я в этом спектакле исполнял безмолвную роль камер-лакея Наполеона и оказался счастливым свидетелем происходившего. Помню раненого молодого солдата-фронтовика с костылем, пытавшегося влезть на сцену. Помню крики «ура» из зрительного зала, скандированное «Ос-ту-жев». Вспомнил тогда рассказы о том, что бывало, когда скандировали в своё время его настоящую фамилию Пожаров.
Александр Алексеевич должен был по ходу спектакля продолжать текст, однако сделать это никак не мог. Он уходил со сцены, снова выходил и снова уходил: овация не стихала». По воспоминаниям Весника, помощнику режиссёра пришлось даже опустить занавес, и всё равно аплодисменты продолжались. В итоге овации через несколько минут всё-таки стихли, артист вышли на сцену, спектакль завершился. «Когда артисты разгримировались и вышли через служебный ход на улицу, ожидавшая их толпа окружила Остужева, подняла на руки и понесла! Понесла в гостиницу, где он жил. Я понял, что только в эту минуту закончился этот поистине уникальный спектакль, в котором финальную точку поставили не артисты, не режиссер, а зрители! Уникальный спектакль! Уникальный зритель! Уникальнейший артист — Александр Алексеевич Пожаров-Остужев!», — писал Евгений Весник.
Уникальный артист и талантливый слесарь
В Малом театре Остужев прослужил до конца 40-х годов. Несмотря на популярность и огромное количество поклонниц, Александр Алексеевич так и не создал семью и жил один в коммунальной квартире в Большом Козихинском переулке. Дверной звонок заменяла лампа у входа — только так потерявший слух актёр мог понять, что к нему кто-то пришёл. У Остужева было весьма необычное для звезды театральной сцены хобби — он увлекался слесарным делом. Одна из его комнат была спальней, другая — мастерской с верстаком.
Друг Остужева актёр Михаил Садовский рассказывал: «О том, что Остужев увлекался слесарным делом, знали все, кто знал Александра Алексеевича, и, конечно, все его знакомые и даже знакомые знакомых обращались к нему с просьбой починить ту или иную вещь. Но особой известностью он пользовался в том районе, где жил. Многие жители Большого Козихинского переулка знали, что по соседству с ними живет артист, который прекрасно чинит самовары, замки, кастрюли, и при этом — задаром. «Расторопные» хозяйки не оставляли его без работы и тащили к нему так много всяких предметов, нуждавшихся в ремонте, что Александру Алексеевичу приходилось иной раз вывешивать на своей двери объявление: «Слесарные работы временно прекращены». Но хозяйки не унимались и, чтобы разжалобить Остужева, посылали к нему своих детей».
Умер Александр Алексеевич Остужев 1 марта 1953 года в Москве в возрасте 78 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Александр Остужев сыграл в более чем ста спектаклях, он — Народный артист СССР (1937 год), лауреат Сталинской премии (1943), кавалер двух орденов Ленина, награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.»
Имя Остужева с 1962 года носит улица в Воронеже в Железнодорожном районе, известная, пожалуй, каждому горожанину.
Повествование об этом удивительно талантливом и мужественном человеке, на протяжении долгих лет совершающим настоящий сценический подвиг, хочется закончить словами актрисы Евдокии Турчаниновой: «Никто на сцене не умел так страстно и нежно любить, как Остужев. Сила, глубина и искренность остужевских переживаний и его обжигающий, подобно огню, темперамент заставляли самого Остужева сгорать в огне страстей воплощаемых им сценических образов. Он жил на сцене, растрачивая себя без остатка».
Наверное, именно потому, что всю свою любовь он отдал сцене, Александр Остужев так и остался одиноким до конца дней своих.
Фото: ru.wikipedia.org; сайт Малого театра www.maly.ru