Воронежцы старшего поколения наверняка помнят передачу «Музыкальный киоск» и очаровательную ведущую этой передачи — Элеонору Беляеву. Программа собирала у экранов множество советских телезрителей.
Наверное, передача не имела бы большой популярности, если бы не её ведущая — человек с безукоризненным музыкальным и эстетическим вкусом. Кажется, в Советском Союзе имя Элеоноры Беляевой и музыкальную заставку её передачи знали все, от мала до велика.
«Помню арию Чио-Чио-сан в исполнении Эли»
В этом году Элеоноре Валериановне могло бы исполниться 88 лет. Будущая телезвезда Эля Матвеева (девичья фамилия телеведущей) родилась 1 декабря 1935 года в Рамони. Отец её Валериан Фёдорович Матвеев был военнослужащим. Именно он решил назвать новорождённую дочку столь необычным для 1930-х годов именем — Элеонора. А при получении паспорта имя написали с двумя «л», так что официально имя значилось Эллеонора.
Когда началась война, Эле не было ещё и шести лет. Семья к тому времени жила в Воронеже. Мама до последнего надеялась, что гитлеровцы не дойдут до города. Эвакуировались едва ли не в последний момент, бросив всё и не успев взять необходимые вещи.
Ещё в детстве у Элеоноры проявился музыкальный талант, а потому вскоре по возвращении из эвакуации в освобождённый Воронеж в 1943 году мама отдала дочку в детскую музыкальную школу № 1, которая начала функционировать уже с осени того же года. Девочка занималась по классу фортепиано. (Эта школа — одно из старейших учебных заведений нашего города, ныне — воронежская специальная музыкальна школа (колледж) на Никитинской. В своё время здесь учился наш выдающийся земляк, композитор Вячеслав Овчинников, автор музыки к оскароносному советскому фильму Бондарчука «Война и мир» (16+) и многим другим).
Музыкальную школу Элеонора Матвеева окончила с отличием, затем поступила в Воронежское музыкальное училище (сегодня — музыкальный колледж им. Ростроповичей). У Элеоноры был красивый голос, и она мечтала о карьере певицы.
Мы пообщались с воронежской пенсионеркой Клавдией Андреевной. В юности, в 1950-е годы, Клавдия Пывина училась в музыкальном училище, только на курс младше Элеоноры Матвеевой.
— Эля заметно выделялась среди других студентов. Красивая, талантливая, при этом не заносчивая, доброжелательная. Она обладала нежным сопрано, берегла свой голос и в отличие от многих из нас не покупала шоколадки в буфете — считала, что это вредит связкам. До сих пор помню, как на одном из концертов, который проходил в музучилище, она прекрасно исполнила арию Чио-Чио-сан из оперы «Мадам Батерфляй» Пуччини, — рассказывает Клавдия Андреевна. — А когда в 1960-е годы в нашей семье появился телевизор и я увидела на экране Элю, была приятно удивлена.
Потеря голоса
Музучилище Элеонора окончила с красным дипломом. Затем отправилась из Воронежа в Москву и с первой попытки поступила на вокальное отделение Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, который также окончила с красным дипломом. В знаменитой Гнесинке Элеонора училась по специальности «концертно-камерная и оперная певица», ей прочили блестящую карьеру.
Однако случилось непоправимое — она потеряла голос. Среди возможных причин называется две. По одной из версий, Элеонора была обладательницей лирического сопрано с мягким тембром, а преподаватели определили её голос как колоратурное сопрано (это самый высокий голос). Так она и проучилась несколько лет, а ведь колоратурное сопрано подразумевает и репертуар особенный. В итоге начались большие проблемы с голосовыми связками. Это было трагедией для девушки, с детства мечтающей о большой сцене.
Ещё одна версия по поводу причины потери голоса — нервное перенапряжение. Элеонора довольно рано вышла замуж за известного баяниста Анатолия Беляева, он тоже был выпускником Гнесинки. Через шесть лет брак, увы, распался. Развод был тяжёлым для Элеоноры, молодая женщина осталась с маленькой дочкой Машей на руках.
Хозяйкой «Музыкального киоска» стала случайно
Как бы то ни было, после потери голоса о карьере певицы пришлось забыть. Чтобы прокормить себя и ребёнка, наша землячка давала уроки игры на фортепиано и музыкальной грамоты, переписывала ноты. И неизвестно, как бы сложилась в дальнейшем судьба нашей землячки, если бы не его величество случай. Однажды на улице Москвы она случайно встретилась со своим бывшим однокурсником по Гнесинке, впоследствии известным дирижёром Владимиром Федосеевым. Он предложил ей попробовать себя на телевидении — там освободилось место музыкального редактора.
Элеонору Беляеву приняли на работу в редакцию массовых жанров, затем перевели в редакцию народного творчества, а вскоре — в редакцию классики. В начале 1960-х режиссёр Алексей Габрилович, один из авторов «Голубого огонька», придумал идею новой программы — «Музыкальный киоск».
Впервые «Музыкальный киоск» вышел в октябре 1962 года на Первой программе Центрального телевидения. В течение полугода Элеонора Беляева работала музыкальным редактором, а затем наша землячка (опять же случайно!) стала телеведущей. Дело в том, что заболела первая ведущая. Заменить её предложили одной из профессиональных актрис, но она отказалась. И тогда Элеоноре, никогда до этого не выступающей перед телекамерами, предложили выступить в роли ведущей. Дебют оказался настолько удачным, что в итоге наша землячка стала хозяйкой «Музыкального киоска» на долгие годы — до самого закрытия передачи.
От классики до Стинга
«Киоск» открывался в течение более трёх десятилетий днём по воскресеньям. В качестве музыкальной заставки, хорошо знакомой светскому зрителю, был использован «Фокс-марш» советского композитора Александра Цфасмана из фильма 1955 года «За витриной универмага».
Телезрителей встречала радушная хозяйка «Музыкального киоска» Элеонора Беляева — всегда с модной причёской, стильно одетая, приветливая и интеллигентная.
Получасовая программа была адресована широкой аудитории, помогала сориентироваться в новых пластинках, музыкальной литературе. Поначалу в основном была посвящена классической музыке, опере, балету, оперетте.
Были периоды, особенно в 1960 — 1970-е, когда руководство включало цензуру. К примеру, не рекомендовали рассказывать о Фёдоре Шаляпине и Сергее Рахманинове, поскольку они эмигрировали за границу. Не пускали в эфир духовную музыку, не слишком жаловали поначалу и романсы, считая, что они не подходят для советского гражданина.
А примерно с середины 1980-х разделы выпусков начали посвящать не только классической музыке, но и эстрадной, и джазовой, и авторской песне. Элеонора Валериановна рассказывала о предстоящих музыкальных событиях, знакомила зрителей с разными музыкальными направлениями.
В «Музыкальном киоске» можно было увидеть как признанных исполнителей, так и будущих звёзд сцены молодых артистов Валерия Леонтьева, Алёну Свиридову, Жанну Агузарову. И тогдашних студенток Гнесинки Ирину Отиеву, Аллу Перфилову (певицу Валерию). Ведущая представила её «очаровательная Аллочка Перфилова». Кстати, именно в «Музыкальном киоске» по приглашению Элеоноры Беляевой будущая оперная дива Хибла Герзмава впервые прозвучала на всю страну.
А в одном из выпусков 1989 года Элеонора Беляева рассказала о новой пластинке, в записи которой приняли участие звёзды мировой величины — Стинг, Питер Гэбриэл, Брайэн Ферри, группы U2, Sade, Dire Straits и др. В финале передачи были показаны фрагменты выступлений некоторых из этих зарубежных артистов.
Иногда передача шла в формате увлекательных музыкальных прогулок по Москве, первый такой выпуск состоялся в середине 1980-х и пришёлся по душе телезрителям. Кстати, Элеонора Валериановна снималась и в небольших ролях в кино: в фильмах «Женщина, которая поёт» (1978 год), где она сыграла члена жюри, и в «Путешествии будет приятным» (1982-й), в этой картине Беляева сыграла телеведущую.
В 1968 году наша землячка Элеонора Беляева была удостоена премии Союза журналистов «Золотое перо России», а в 1982 году стала заслуженной артисткой РСФСР.
«Нас с вами разлучают»
Телепередача «Музыкальный киоск» просуществовала до 1993 года. Наступили другие времена, и передача оказалась нерентабельной.
После ухода с телевидения врачи обнаружили у Элеоноры Валериановны онкологическое заболевание. Сделали операцию, болезнь удалось победить. Беляева сменила сферу деятельности, начала вести различные концерты, фестивали.
Говорят, когда она впервые спустя несколько лет после закрытия «Музыкального киоска» вышла на сцену Театра им. Вахтангова в качестве ведущей концертной программы, посвящённой балету, зрители стоя устроили ей овацию. А ещё Элеонора Валериановна вела праздничное мероприятие в честь юбилея своего бывшего мужа, народного артиста России баяниста Анатолия Беляева. Со временем обиды прошли, бывшие супруги состояли в дружественных отношениях. Сейчас Анатолию Владимировичу 92 года. Их дочь Мария стала художником, внучка Анастасия — стилистом.
В последние годы легенда советского телевидения редко появлялась на публике. Элеонора Беляева ушла из жизни внезапно — оторвался тромб... Это случилось 20 апреля 2015 года. Ей было 79 лет. Похоронена в Москве на Котляковском кладбище рядом со своими родителями.
...Последний выпуск «Музыкального киоска» вышел накануне нового, 1994 года. Телеведущая Элеонора Беляева зажгла в кадре свечу и обратилась к телезрителям: «А теперь самое трудное для меня, дорогие друзья, потому что пришла пора нам прощаться. Ведь нынешняя наша встреча последняя. Нас с вами разлучают. Я знаю, что вам это слышать так же грустно, как и мне говорить об этом. <...> Рубрике «Музыкальный киоск» могут позавидовать многие мои молодые коллеги. 31 год и 2 месяца в эфире. 1 472 выпуска. Но главное даже не в числах, а в том, что на смену нам приходят те, кто помнит нашу передачу с детства. Мы с вами расстаёмся друзьями. Друзьями, доверяющими друг другу и любящими друг друга, как и положено в нашей стране с прекрасным названием — Музыка. Мы желаем молодым новых признаний и успехов, мастерам — новых открытий во славу музыки».
Известная телеведущая Элеонора Беляева поблагодарила всех своих коллег, поздравила телезрителей с наступающим Новым годом, пожелала счастья, веры и здоровья духа.
То были сложные для нашей страны времена. Внутриполитический конфликт, разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета, расстрел Дома советов осенью 1993-го...
Наверное, неслучайно в качестве заключительной композиции для последнего выпуска своей передачи Элеонора Беляева выбрала песню на стихи Андрея Вознесенского в исполнении Ольги Кормухиной и Криса Кельми «Россия воскресе».