Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Что связывает родственников Пушкина с Воронежской землёй
Музей-усадьба Д.В. Веневитинова в с. Новоживотинное Рамонского района
Фото: Татьяна Демидова

Что связывает родственников Пушкина с Воронежской землёй

Рассказываем о представителях старинного рода Веневитиновых, внесших огромный вклад в культуру и историю России и нашего края

Многие воронежцы бывали в музее-усадьбе Д.В. Веневитинова (6+), расположенном в селе Новоживотинное Рамонского района на левом берегу Дона, в 30 километрах от Воронежа. Сегодня музей-усадьба — это комплекс жилых, парковых построек, куда входят красивый усадебный дом со старинными интерьерами, флигель, въездные ворота, ухоженный парк с беседкой, идеальными газонами и аллеями. Но так было не всегда.

Беседка на территории музея-усадьбы в Новоживотинном (фото Татьяны Демидовой)

Дворянское гнездо

Представители дворянского рода Веневитиновых обосновались на Воронежской земле в начале 1620-х. Они переехали сюда из старинного города Венёв (ныне Тульская область), после того как родоначальник Терентий (Терех) Веневитинов был пожалован землями близ села Животинного.

В конце XVII века внук Терентия, помощник воеводы Лаврентий Герасимович Веневитинов приобрёл землю на левом берегу реки Дон. Сюда переселили несколько крестьянских семей из Животинного. Так образовалось село Новоживотинное, а прежнее стало называться Староживотинным.

Сын Лаврентия Веневитинова Антон служил воеводой в городке Орлове (село Орлово Новоусманского района) и был смотрителем воронежских лесов. Его своей грамотой от 1696 года назначил на эту должность Пётр I: «Велено воронежцу Ан­тону Веневитинову быть в Во­ронежском да Усманском уез­дах для надсматривания и сбе­режения тех лесов, которые годятся на струговое и лодоч­ное дело и к иным судам на строение и велено ему выбрать для сбережения и сторожи в сёлах и деревнях человека по два, чтоб тех лесов не рубили и не жгли и никакой порухи никто не учинили», — написано в государевом указе.

Герб рода Веневитиновых 

Усадьбу в Новоживотинном заложил в конце XVII века Лаврентий Веневитинов вместе с сыном Антоном. Поначалу строения были деревянными. Затем, уже в XVIII веке, здесь разбили парк, возвели каменный господский дом с мезонином, построили каменную Архангельскую церковь. Со временем имение Веневитиновых разрасталось, появились флигели, людская изба, конюшня, ледник, хозпостройки, смотровая площадка с беседкой у реки, пруд, сад. Поместье было огорожено глухой кирпичной оградой.

В первой половине XIX века усадьбу перестроили, дом стал двухэтажным. После революции, в 1920-е, здесь размещались садовое товарищество, затем — филиал политехнического института имени Н.К. Крупской. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы и села Новоживотинное стояли части 232-й стрелковой дивизии РККА. Затем бывшая дворянская усадьба была отдана под школу, был здесь и детский лагерь. С 1979 года здания бывшего поместья не использовались. 

Усадебный дом в Новоживотинном, фото 1918 года

В 1988 году на территории усадьбы начались реставрационные работы. На основе чертежей, рисунков и других архивных материалов провели реконструкцию сохранившихся главного усадебного дома, въездных ворот, флигеля, восстановили беседку-ротонду, пруд, парк, кирпичную ограду и т. д. В 1994 году здесь был открыт музей. Сегодня музей-усадьба — объект культурного наследия федерального значения, является филиалом Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина.

Акция «Ночь музеев» в Новоживотинном (фото Татьяны Демидовой)

Поэт Веневитинов предчувствовал свою раннюю смерть

В 2005 году на территории музея-усадьбы в Новоживотинном был открыт памятник талантливому русскому поэту Дмитрию Веневитинову (автор монумента — известный воронежский скульптор Максим Дикунов).

Памятник поэту Дмитрию Веневитинову в Новоживотинном (фото Татьяны Демидовой)
Портрет Владимира Петровича Веневитинова, неизв. художник (работа хранится в Литературном музее Пушкинского дома, Санкт-Петербург)

Отец Дмитрия Владимир Петрович Веневитинов — уроженец села Русская Гвоздёвка Землянского уезда — служил в Преображенском полку, участник Отечественной войны 1812 года. Мать Анна Николаевна происходила из старинного княжеского рода Оболенских-Белых. По линии матери Дмитрий Веневитинов состоял в родстве с Александром Пушкиным — приходился ему четвероюродным братом. Супруги Веневитиновы жили в Москве. Анна Николаевна была очень образованной женщиной, увлекалась литературой, театром, музыкой, их московский дом часто навещали яркие представили русской интеллигенции.

Будущий поэт, философ, переводчик, литературный и музыкальный критик Дмитрий Веневитинов родился в сентябре 1805 года в Москве, но в детстве часто бывал вместе с родителями в родовом имении в Новоживотинном.

Мать поэта Дмитрия Веневитинова Анна Николаевна, троюродная тётя Пушкина (худ. П.Ф. Соколов, Всероссийский музей А.С. Пушкина)

У супругов Веневитиновых было пятеро детей (двое умерли в детстве). Дмитрий был третьим ребёнком. Получил блестящее домашнее образование, затем его обучали преподаватели Московского университета. Уже к 14 годам знал пять иностранных языков, увлекался живописью, музыкой, литературой.

В 1822 году 17-летний Дмитрий Веневитинов поступил вольнослушателем в Московский университет, посещал лекции на политическом, словесном, физико-математическом, медицинском отделениях, всерьёз увлёкся философией, начал писать стихи. Через год Дмитрий успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824-м поступил на службу в Московский архив коллегии иностранных дел. В августе — сентябре 1824 года Дмитрий вместе с братом Алексеем посещал свои воронежские имения. В одном из писем своей сестре Софье он писал о Новоживотинном: «… я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться. Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье. Ещё позавчера я любовался с высоты берега этою дивною картиною и луной, которая посреди безоблачного неба, казалось, радовалась своему отражению в волнах».

В 1823 году Дмитрий Веневитинов стал одним из организаторов первого в России философского кружка «Общество любомудрия» и, по сути, был его идеологом. После восстания декабристов (1825 год) общество было самораспущено.

Веневитинов принимал активное участие в издании журнала «Московский вестник», в котором печатались Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Фёдор Глинка и другие известные литераторы тех лет.

После того как в 1825 году увидела свет первая глава пушкинского «Евгения Онегина» (12+), в прессе развернулась полемика. Дмитрий Веневитинов в журнале «Сын Отечества» опубликовал «Разбор статьи о «Евгении Онегине». Это был дебют Веневитинова в качестве литературного критика. Александр Пушкин, с которым Дмитрия связывали не только родственные, но и крепкие дружественные отношения, высоко оценил статью Веневитинова: «Это единственная статья, которую я прочёл с любовью и вниманием. Всё остальное — или брань, или переслащенная дичь».

В октябре 1826 года Александр Пушкин читал ещё неопубликованного «Бориса Годунова» в доме Веневитиновых в Москве в Кривоколенном переулке (дом этот сохранился до сих пор, является объектом культурного наследия федерального значения). Опубликованный позже отзыв Дмитрия Веневитинова о «Борисе Годунове» (12+) произвёл на Пушкина огромное впечатление.

Портрет Зинаиды Волконская, худ. О.А. Кипренский (Государственный Эрмитаж)

В ноябре того же года Дмитрий Веневитинов по протекции княгини, хозяйки литературного салона Зинаиды Волконской переехал в Петербург, устроился на службу в азиатский департамент Министерства иностранных дел. Писал стихи, прозу, статьи, был частым гостем литературных вечеров.

Дмитрий был молод, хорош собой и безответно влюблён в Зинаиду Волконскую. Замужняя женщина, она была старше поэта почти на 16 лет, имела сына, ни о каком романе между ней и Дмитрием не могло быть речи. В знак дружбы она подарила молодому поэту старинный перстень из древнеримского города Геркуланума — этот город, как и Помпеи, был погребён под слоем пепла во время извержения Везувия.

Дмитрий Владимирович Веневитинов. Этот потрет художник Пётр Фёдорович Соколов написал в 1827 году, незадолго до смерти поэта. Работа хранится в  Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва)

Молодой поэт завещал в час своей кончины надеть ему на палец этот перстень. Будто предчувствовал свою раннюю смерть... Об этом говорят и несколько его стихотворений, написанных за несколько месяцев до смерти и оказавшихся пророческими. Вот отрывок из произведения «Поэт и друг»:

…Душа сказала мне давно: 
Ты в мире молнией промчишься! 
Тебе всё чувствовать дано, 
Но жизнью ты не насладишься.

В начале весны 1827 года Дмитрий простудился. Развилась пневмония, врачи не смогли его спасти. 27 марта (15-го по старому стилю) Дмитрий Веневитинов скончался. Ему был всего 21 год. Он прожил очень короткую жизнь, но оставил яркий след в русской культуре.

Перед смертью, когда он впал в забытьё, его друг надел на палец Дмитрия тот самый перстень — подарок Волконской. Очнувшись на мгновение, Веневитинов спросил: «Разве меня венчают?», затем потерял сознание и вскоре умер. Похоронили Дмитрия Веневитинова в Москве на кладбище Симонова монастыря. На погребении среди прочих присутствовал и Александр Пушкин. Спустя три года после кончины Дмитрия Веневитинова 16-летний Михаил Лермонтов, который был впечатлён поэзией Веневитинова, написал эпитафию на смерть поэта.

В 1930-е годы, когда новая власть решила снести Симонов монастырь, прах Дмитрия Веневитинова перезахоронили на Новодевичье кладбище. При эксгумации перстень — подарок княгини Волконской — сняли с пальца усопшего поэта. Сегодня этот бесценный экспонат хранится в Москве, в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля.

В Новоживотинном гостил американский посол

Ещё один представитель славного рода — Михаил Алексеевич Веневитинов, археолог, историк, писатель, племянник поэта Дмитрия Веневитинова.

Отцом Михаила был родной брат Дмитрия Владимировича Алексей Владимирович Веневитинов — тайный советник, сенатор, камергер, а позже гофмейстер (управляющий) двора Его Императорского Величества. Алексей Веневитинов много сделал для увековечении имени своего безвременного ушедшего брата Дмитрия, подготавливал издания его стихотворений.

Алексей Владимирович часто бывал в Воронежской губернии, являлся одним из учредителей губернской библиотеки в 1864 году. Был связан тесной дружбой с Пушкиным (напомним, и он, и Дмитрий Веневитинов приходились родственниками поэту), Жуковским, Вяземским, Гоголем, Тютчевым и другими выдающими русскими литераторами тех лет.

Во время визитов в родовое имение в Новоживотинном Алексей Веневитинов сделал несколько рисунков с видами тех мест, на которых изобразил Архангельскую церковь, кузню, мост, въездные ворота. Эти рисунки впоследствии оказали неоценимую пользу при реставрации родового гнезда Веневитиновых.

Супругой Алексея Веневитинова стала фрейлина императрицы Аполлинария Михайловна, дочь графа, музыкального деятеля, мецената Михаила Виельгорского.

У Алексея и Аполлинарии Веневитиных было четверо детей. Первенец Михаил родился в марте 1844 года. Крестили младенца в придворном соборе столичного Зимнего дворца. Воспреемником (крестным отцом) был дед мальчика по материнской линии Михаил Вильегорский, он принял младенца из купели. Воспреемницей (крестной матерью) стала великая княгиня Мария Николаевна.

Портрет М.Ю. Виельгорского, деда Михаила Веневитинова (худ. П.Ф. Соколов, Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского)

Детство и юность Михаил в основном провёл в Санкт-Петербурге. В доме его деда Михаила Виельгорского собирался весь цвет столичной интеллигенции и зарубежные музыканты. Достаточно сказать, что здесь музицировали композиторы Михаил Глинка, Ференц Лист, Роберт Шуман, Федерик Шопен и многие другие. Приезжавший в Россию французский композитор Гектор Берлиоз называл дом Виельгорского «маленьким храмом изящных искусств».

Неудивительно, что Михаил Веневитинов получил прекрасное домашнее образование. Поступил на историко-филологический факультет Петербургского уни­верситета и успешно его окончил, затем несколько лет обучался за границей.

С 1868 года Михаил Веневитинов служил старшим чиновником особых поручений при тогдашнем воронежском губернаторе Владимире Трубецком; заведующим канцелярией губернатора; со следующего года одновременно был назначен секретарём Воронежского губернского статистического комитета. В 1870-м стал членом, а затем председателем Воронежского уездного училищного совета.

Михаил Алексеевич четырежды избирался почётным мировым судьёй по Землянскому уезду и трижды — по Воронежскому. Он всерьёз интересовался российской историей, и в том числе историей Воронежского края. Неоднократно публиковал статьи на исторические темы в воронежских и московских изданиях. В 1888 году был избран воронежским губерн­ским предводителем дворянства и оставался им до 1894-го, активно участвовал в проведении в Воронеже промышленной и сельскохозяйственной выставок.

В 1870-е вплотную занялся семейными имениями в Воронежской губернии, навёл образцовый порядок в Новоживотинном, благоустроил усадьбу. Помогал земству в строительстве школы и больницы. Также в селе Гнездилово Землянского уезда, где у Веневитиновых тоже было имение, на свои средства построил и безвозмездно передал земству больницу и медицинский пункт с жильём для персонала.

В октябре 1868 года по приглашению Михаила Веневитинова в Воронеж приезжал американский дипломат и литератор Юджин Скайлер. Знаток русского языка и поклонник русской литературы, Скайлер прибыл в наш город на открытие памятника поэту Алексею Кольцову. В течение трёх дней Юджин Скайлер гостил у Веневитинова в его имении в Новоживотинном.

В Воронеже Михаил Веневитинов был одним из организаторов рисовальной школы, Воронежского отделения русского музыкального общества, сам писал романсы. Был организатором и почётным членом Воронежской учётной архивной комиссии.

Историк, организатор музейного дела Михаил Алексеевич Веневитинов

Наш земляк стал директором Румянцевского музея

В Петербурге наш земляк служил в собственной канцелярии императора, был пожалован в камер-юнкеры, затем в гофмейстеры Двора Его Императорского Величества, работал в Императорской археографической комиссии. В 1882 году был назначен главным управляющим кодификационного отдела при Государственном Совете. Был членом Московского археологического, географического, библиографического обществ, общества любителей русской словесности, а также членом комитета по устройству в Москве Музея изящных искусств.

Михаил Алексеевич написал немало трудов по истории и краеведению. Например, уникальную работу «Расписные кирпичные избы. Новая область народного художества» автор посвятил народному искусству, а материалом для исследования служили крестьянские дома в сёлах Новоживотинное, Староживотинное, Подклетное.

К 300-летнему юбилею Воронежа в Москве вышла книга Михаила Веневитинова «Из воронежской старины» с подзаголовком «Краткий очерк Истории Воронежского края (1586 - 1886)», в которой автор рассказывает в том числе и о своих предках, принимавших участие в судостроительной деятельности Петра I. Упомянутые книги хранятся в Российской государственной библиотеке.

Ольга, супруга Михаила Веневитинова

Михаил Веневитинов с 1890 года был женат на княжне Ольге Александровне Щербатовой, дочери московского городского головы князя Александра Щербатова. К сожалению, через два года после свадьбы Ольга умерла. Заразилась оспой, когда навещала заболевшую семью крестьян в Воронежской губернии. Детей у супругов Веневитиновых не было.

В 1896 году Михаил Алексеевич Веневитинов стал директором знаменитого Московского публичного и Румянцевского музея. Здесь были представлены старинные рукописи, древние грамоты, уникальные книги, этнографические, исторические коллекции.

Московское здание Румянцевского музея (фото: «Википедия»)

Михаил Веневитинов все свои силы посвятил музейному делу. Свои доходы он вкладывал в пополнение коллекций, при нём фонды увеличились в десятки раз. Он жертвовал музею свою богатейшую библиотеку с редкими книгами, часть семейного архива, среди которого — письма, а также ценнейшие документы и рукописи с автографами Пушкина, Гоголя, других выдающихся современников Веневитинова.

В 1901-м Михаил Веневитинов подал в отставку с поста директора Румянцевского музея в связи с болезнью. В сентябре того же года Михаил Алексеевич скончался в возрасте 57 лет, похоронен в Москве в Донском монастыре.

При советской власти, в 1924 году, московское здание Румянцевского музея и его библиотека были переданы созданной на её основе Государственной библиотеке им. Ленина. Сейчас в ней в отделе рукописей хранится личный фонд нашего земляка Михаила Алексеевича Веневитинова, фонд насчитывает около 2 500 единиц хранения.

Возвращаясь к музею-усадьбе Д.В. Веневитинова в Новоживотинном, отметим, что в 1980-е годы коллекция в основном была посвящена жизни и творчеству поэта Дмитрия Веневитинова. С 2012-го коллекция стала пополняться другими ценными материалами, связанными с представителями этого рода. Сегодня в музее-усадьбе есть отдельная группа экспонатов, посвящённых Михаилу Алексеевичу Веневитинову.