Башня управления ЮВЖД, знаменитый дом-гармошка на ул. Карла Маркса, учебный корпус архитектурно-строительного университета... Эти и другие знаковые для Воронежа здания возведены по проектам талантливого архитектора Николая Троицкого.
Борьба с белогвардейцами и тяжёлая болезнь
Николай Троицкий родился 18 ноября 1900 года в Воронеже, в усадьбе на улице Введенской. Сейчас этот отреставрированный голубой дом значится по адресу: ул. Освобождения труда, 7б. С одной стороны — Введенский храм, с другой — комплекс Акатова монастыря.
В 1918 году окончил реальное училище — оно находилось на улице Грузовой, которую в 1922 году переименовали в Студенческую.
В табеле Троицкого об окончании училища одни пятёрки. Русский, немецкий, французский языки. Математика, а именно: арифметика, алгебра, тригонометрия, специальный курс — основания аналитической геометрии и анализ безконечно малых. (В написании слова «безконечно» сохранена орфография тех лет). История, естествознание, физика, математическая география, рисование, законоведение. В самом низу строка-вывод: «По сему онъ, ТРОИЦКИЙ Николай, можетъ поступить в высшiя учебныя заведенiя съ соблюденiемъ правилъ, изложенныхъ въ уставахъ оныхъ, по принадлежности».
Однако в то время Николаю было не до учёбы. Осенью 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию. В мае 1919-го на фронте заболел менингитом. Его в критическом состоянии забрали родственники и привезли в Воронеж для лечения. Николай Троицкий выздоровел. Но последствия болезни — нарушение вестибулярного аппарата, частичная потеря слуха — остались на всю жизнь.
Едва оправившись от болезни, Николай в 1920 году поступил сначала на физмат в университет, потом на строительное отделение Воронежского практического института. Он находился в здании, которое мы сейчас зовём «Пентагон» (проспект Революции, 8).
Как проект воронежца победил во всесоюзном конкурсе
После расформирования практического института Троицкий перевёлся в Петроградский институт гражданских инженеров и окончил его в 1927 году, получив на защите балл «музейный фонд». Это высшая оценка работы дипломника, проекты с таким баллом хранятся в спецархиве института вечно. Так же блестяще, кроме Николая, защитился из всего курса только один студент.
Троицкому предлагали остаться в Ленинграде, но он вернулся в родной Воронеж и устроился архитектором в технический отдел Юго-Восточной железной дороги, где проработал последующие 10 лет.
Николай Троицкий проектировал и строил паровозные депо, вокзалы, жилые дома. В 1928 году победил во всесоюзном конкурсе на проектирование четырёхэтажного жилого дома необычной формы на Карла Маркса — это как раз и есть тот самый знаменитый дом-гармошка.
А вскоре в работу был принят его проект здания дирекции железной дороги, в 1932-м четырёхэтажное здание было сдано в эксплуатацию.
В те же годы по проекту Николая Троицкого был возведён учебный корпус инженерно-строительного института, где автору проекта предложили должность завкафедрой архитектуры.
Также по проекту Николая Троицкого была сделана надстройка здания коммерческого банка, в котором сейчас находится Дворец бракосочетаний (на четвёртом этаже — департамент физкультуры и спорта Воронежской области).
В 1934 году решено было достроить ещё три этажа, и к работе над проектом приступил Николай Троицкий. Трёхэтажная надстройка была осуществлена в 1935 году.
Студенты аплодировали профессору Троицкому
Во время Великой Отечественной войны наш город был разрушен почти до основания. Его восстановлением руководил Николай Троицкий, в 1943 году назначенный на должность главного архитектора Воронежа.
В 1946 году Троицкий в составе авторского коллектива, возглавляемого академиком, архитектором Львом Рудневым, участвовал в создании первого послевоенного генерального плана Воронежа.
По проекту Николая Троицкого были восстановлены из руин учебный корпус инженерного-строительного института, в 1951 году построен пятиэтажный жилой дом округлой формы на площади Ленина, 6 (ещё в начале 2000-х он был признан аварийным, его снесли в 2018-м и на его месте возвели новый дом).
И настоящим символом Воронежа стало здание управления ЮВЖД с семидесятиметровой башней, построенное по проекту Троицкого в 1952 году.
Возглавив в 1930 году кафедру архитектуры инженерно-строительного института, он заведовал ею до 1973 года, при этом с 1951 по 1959 год руководил кафедрой планировки сельских населённых мест в сельскохозяйственном институте.
Профессор Николай Троицкий был прекрасным рассказчиком, а его лекции, по воспоминаниям учеников, напоминали театральные представления. Случалось, что в конце лекций восторженные студенты ему аплодировали.
Николай Троицкий выполнил более 70 проектов зданий и сооружений различного назначения. В историю Воронежа он вошёл не только как архитектор-строитель, но и как общественный деятель, опытный педагог и краевед. Умер Николай Владимирович Троицкий 13 февраля 1984 года, похоронен на Юго-Западном кладбище.
Город-мечта
Вклад Николая Троицкого в облик Воронежа трудно переоценить. Интересно, а о каком Воронеже мечтал сам архитектор?
В 1953 году вышла его книга «Облик будущего Воронежа», в которой автор описывал, что уже сделано в рамках восстановления и что планируется сделать. Пойдёмте погуляем по центру и посмотрим, что удалось, а что не удалось осуществить.
Привокзальная площадь
«Вестибюль города» — площадь у вокзала действительно получила полукруглую форму и застроилась монументальными пятиэтажками-сталинками. В центре её «должен быть установлен памятник генералу Черняховскому, вокруг которого будет разбит сквер с цветниками», — читаем в книге. Но на фотографиях 1960 — 1970 гг. на площади, которая к тому времени уже более 20 лет носила имя Черняховского, мы видим памятник… Ленину. Вождь стоит на фоне здания вокзала с прижатой к груди левой рукой, встречая всех прибывших в город спиной.
Сейчас всё так, как планировал Троицкий, — и Черняховский, и цветник. Только с небольшой оговоркой: случилось это... через 40 лет! Памятник Ленину к 80-м годам убрали, памятник Черняховскому в Вильнюсе в 90-х демонтировали, его удалось перевезти в Воронеж и установить к 9 Мая 1993 года.
Читаем дальше. «От площади возьмут своё начало пять улиц, расходящиеся в различные части города. Две из этих улиц существуют», — пишет автор и указывает одну — Студенческую — «в сторону проспекта Революции и завода им. Ленина».
Воронежские старожилы прекрасно помнят этот завод. В 1922 году так стало называться предприятие, основанное Вильгельмом Столлем на Большой Садовой, теперешней Карла Маркса. От детища Столля сейчас осталось три корпуса, остальную территорию пионера воронежской промышленности занял жилой комплекс «Солнечный Олимп».
Вторую из существующих на тот момент улиц Троицкий не указывает (это Кольцовская, проходящая мимо вокзала). «Остальные три улицы будут проложены вновь, — делится планами архитектор. — Одна из них пройдёт через старый университетский квартал и свяжет площадь с Университетской улицей, а по ней и с проспектом Революции. На этой новой улице Черняховского предполагается построить пятиэтажные дома».
Действительно, в конце 1950-х годов от вокзала создали улицу, по которой мы теперь выходим на бывшую Университетскую, нынешнюю Феоктистова. Только название она получила другое — не Черняховского, а Мира.
Таким образом, от вокзала в разные районы разбегаются три улицы, а не пять.
У здания ЮВЖД
Троицкий писал, что улица Черняховского при пересечении с Фридриха Энгельса и Университетской должна образовать «небольшую площадь, на боковых сторонах которой разместятся новые входы с красивыми воротами в Первомайский сад и Детский парк».
Давайте посмотрим, что получилось. Улицы Мира, Фридриха Энгельса и Феоктистова образовали транспортное кольцо. Ворота в сад и парк расположены друг напротив друга, как и планировалось.
«Въезд на проспект Революции, — пишет автор, — архитектурно подчёркнут высокой башней со шпилем здания Управления железной дороги и будет ещё более усилен возведением монументального здания, завершённого мощным купольным покрытием, на месте взорванного фашистами Дома пионеров».
Да, в конце 1960-х годов по диагонали от здания Управления ЮВЖД были построены корпуса технологической академии. Правда, купольного покрытия не случилось.
Речные трамваи и десятки парков
Обслуживание населения города транспортом предполагалось обеспечивать не только автобусами, троллейбусами, трамваями и такси, но и речным трамваем. «По набережным пройдут троллейбусы и автобусы; по лестничным спускам можно будет подойти к причалам, от которых водные трамваи будут перевозить пассажиров с одного берега на другой, а также вдоль всего города и в пригородные районы, лежащие у реки».
Пишет Троицкий о планах сделать на Петровском острове водную станцию: «Вход на этот остров с пляжами и лодочными пристанями осуществлялся бы по лёгкому висячему пешеходному мостику, перекинутому через рукав реки».
Рассказывает, что Воронеж всегда славился как зелёный город: «После войны были проведены большие работы по озеленению. Созданы сады, скверы и парки в самых различных частях города».
Новые парки планировалось создать около улицы Транспортной (наполовину застроенный Бринкманский сад, в котором выгуливают собак), в конце Большой Стрелецкой при выходе её к реке (парка нет), в логу Дальней Чижовки (тоже нет ничего), на месте бывшего Чугуновского кладбища (построен Дворец спорта «Юбилейный»).
А ещё архитектор Троицкий писал в своей книге, что Петровский сквер, «расширенный в сторону реки, каскадом зелени спустится вниз»…
Продуманная этажность
Рассказывает автор и об этажности центра города — проблеме, которая вызывает негодование многих воронежцев в последнее десятилетие: «Высота застройки проспекта Революции также почти не изменяется... Строятся здания в четыре этажа, а некоторые старые здания восстановлены и в три этажа, так как общая высота этих домов равна современным четырёхэтажным».
Достойно выглядят с архитектурной точки зрения, по мнению Троицкого, дом № 21 на проспекте Революции рядом с Петровским сквером («Производит очень выгодное впечатление своими монументальными пропорциями, объёмом и удачным членением фасадов») и здание почты (оно «ещё более выиграло бы, если бы получило третий этаж», пишет он).
Но «однообразие утомительно» — читаем дальше. Для того чтобы улица «с одинаковыми по объёму и высоте домами» не утомляла горожан, было решено восстанавливать в средней её части Дом книги и Дом связи (№ 33 и 35) с такой же этажностью, как была до войны. Тем более что каркасы домов сохранились.
Возведение строений в 5 и 6 этажей было «оправдано не только необходимостью дать разнообразие в застройке». Этими домами ещё и отмечалось примыкание к проспекту двух улочек, связывающих его с прибрежной частью города. Это улицы 25 Октября и 27 Февраля (современная Пятницкого).
Цирк предлагали построить на Фридриха Энгельса
Напротив Дома связи планировалось сделать разрыв в застройке и устроить начало кольцевого Никитинского бульвара. Но в 1956 году построили универмаг. Троицкий писал, что «такое решение неудачно, следовало бы возвратиться к начальной планировочной идее». (В 2017-м за ЦУМом возвели «Марриотт», не иначе как для того, чтобы воронежцы не утомлялись однообразием архитектуры).
А планировочная идея состояла в том, чтобы «сквер с богатыми цветниками» от места, где расположен сейчас ЦУМ, «довести до Фридриха Энгельса и замкнуть фасадом большого здания (например, цирка). По сторонам этого широкого прохода можно было бы построить два высоких здания, соответствующих своими размерами Дому книги и Дому связи».