Будущий прозаик, драматург Евгений Люфанов родился 20 января 1908 года в Моршанске Тамбовской губернии. Когда ему было 2 года, трагически погибла его мать. Воспитанием Евгения и его брата занимался отец.
Первые публикации, война и переезд в Воронеж
Евгений учился в моршанской школе № 1. Будучи старшеклассником, писал небольшие рассказы, публиковался в местной газете «Красный звон». В 19-летнем возрасте Евгений уехал в Ленинград, трудился на заводе литейщиком. Вскоре женился на девушке по имени Зоя.
В том же 1927 году в газете «Смена» были опубликованы его рассказы, а через четыре года вышла его первая книга «Повесть о барашевских днях». В Ленинграде Люфанов написал несколько романов, повестей, рассказов и очерков, а по его пьесам «В сады приходит весна», «У самого Белого моря», «Жигули» были поставлены спектакли, которые шли на сценах ленинградских театров.
В 26 лет Евгений стал членом Союза писателей СССР. Когда началась война, Евгений, несмотря на слабое зрение, ушёл добровольцем в народное ополчение, был военным корреспондентом.
В Воронеж Евгений Дмитриевич приехал в 1959 году. С нашим городом связан его наиболее плодотворный творческий период. Он активно печатался в воронежских изданиях. В нашем городе были написаны самые известные его произведения — роман «Набат» (1967 год), трилогия о жизни Ленина «Самый короткий путь» (1970), «Мятежная юность» (1977), «Молодецкий курган» (1980). В Воронеже писатель в 1982 году закончил работу над романом «Великое сидение» о Петровской эпохе. Пьеса «Мятежная юность» была поставлена на сцене воронежского ТЮЗа в 1974 — 1975 годы.
Печальная история кладбища
С 1972 по 1975 год Евгений Люфанов возглавлял Воронежское отделение Союза писателей России. Во время пребывания на этом посту он «воевал» с чиновниками, защищая могилы поэтов Ивана Никитина и Алексея Кольцова от сноса.
Оба выдающихся воронежских поэта были похоронены на Митрофаньевском (Новостроящемся) кладбище. В 1842 здесь был предан земле Алексей Васильевич Кольцов. А в 1861 году рядом с ним навсегда упокоился Иван Саввич Никитин. Таким образом, уже тогда в одном из уголков Митрофаньевского кладбища возник, по сути, литературный некрополь. И задолго до наших дней сюда приходили почитатели поэтов, к могилам которых по ухоженному кладбищу вели указатели с надписями «Дорожка к памятникам Кольцова и Никитина».
За столетнюю историю Митрофаньевского кладбища последний земной приют здесь обрели тысячи воронежцев, среди которых были и крупные чиновники, и герои Отечественной войны 1812 года, и деятели культуры, и купцы, и рабочие. Здесь были погребены казнённый белогвардейцами председатель Воронежского губисполкома Алексей Моисеев (его именем названа улица рядом с бывшим кладбищем), известный врач Константин Федяевский с супругой, выдающийся воронежский архитектор Михаил Замятнин.
Кладбище было закрыто в 1934 году в связи с открытием нового погоста на окраине города — Коминтерновского кладбища. А в конце 1930-х Митрофаньевское кладбище по решению властей было уничтожено. Такая же печальная участь постигла и церковь Всех святых, построенную возле кладбища в 1834 — 1851 годы. Храм, в котором после революции располагались кузница и швейная фабрика, снесли в послевоенные годы.
По просьбе родственников усопших некоторые могилы с Митрофаньевского кладбища были перенесены на новое кладбище, но большинство захоронений сравняли с землёй, надгробия демонтировали (позже многие из них использовали в качестве бордюров, ступеней или для мощения дорог в частном секторе). На месте кладбища разбили парк культуры Ворошиловского района, позже получивший в народе мрачное название «ЖиМ» — парк живых и мёртвых.
В начале 1970-х годов здесь решили построить цирк. Было совершенно непонятно, что же станется с уцелевшими могилами Кольцова и Никитина, расположенными на краю кладбища. Возможно, именно из-за своего места расположения они оказались нетронутыми в 30 — 40-е годы — вроде как особо никому не мешали, даже при обустройстве парка.
Люди встали на перед бульдозерами
Руководитель воронежской писательской организации Евгений Люфанов, узнав о том, что могилам прославленных поэтов может грозить уничтожение и перенос в другое место одних лишь надгробных памятников, бросил клич среди писателей и сам тотчас же поспешил к местам захоронения, когда там уже работали бульдозеры и экскаваторы. По свидетельству современников Евгения Дмитриевича, на месте строительства будущего цирка собрались представители интеллигенции, писатели, художники, жители окрестных улиц, рабочие расположенного рядом мехзавода. (Эту историю подробно описал современник Люфанова, известный воронежский писатель Юрий Гончаров в своём очерке «Неужели это Россия и есть?» («Воронежский краеведческий вестник», 2010 г.).
Люди встали между могилами и бульдозерами, а впереди — Евгений Люфанов. Незадолго до этой акции Евгений Дмитриевич позвонил тогдашнему первому секретарю обкома КПСС Виталию Воротникову (впоследствии председателю Совета Министров РСФСР). Правда, с ним связаться не удалось, но Евгений Дмитриевич через его помощника потребовал доложить ему о готовящемся злодеянии.
В итоге на место тревожных событий прибыл чиновник обкома и сообщил, что Воротников распорядился поступить так, как скажут писатели. Решат оставить могилы — значит, так и будет. Вот как описывал этот момент Юрий Гончаров:
« — Что скажем? — повернулся Люфанов к стоящей подле него толпе.
— Оставить! — взметнулся хор голосов.
Этот хор был насколько дружным и настолько громким, что даже заглушил бульдозеры, которые как раз в этот момент поворачивали свои ножи в сторону могил».
Вот и получилось, что эту часть уничтоженного Митрофаньевского кладбища не тронули. От некогда большого погоста осталось лишь 6 захоронений: могилы двух воронежских поэтов Ивана Никитина, Алексея Кольцова, его матери, отца и сестры и похороненной рядом в 1930 году писательницы Елизаветы Милицыной.
Таким образом благодаря Евгению Люфанову в Воронеже сохранился Литературный некрополь, расположенный возле цирка, на углу 20-летия Октября и Моисеева.
Сам Евгений Люфанов, как писал Юрий Гончаров, вскоре после случившегося попал в больницу — сердце, инфаркт. Однако тогда смог справиться с тяжёлым недугом.
Последней публикацией при жизни писателя стал роман о периоде, наступившем после смерти Петра I «Книга царств», напечатанный в журнале «Подъём» в 1989 году.
Скончался Евгений Люфанов 5 декабря 1989 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище в Воронеже.
На доме, где с 1964 года до самой своей смерти жил Евгений Люфанов (ул. 9 Января, 42) в декабре 1994 года была установлена мемориальная доска с бронзовым барельефом писателя.