Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

Воронежский писатель 10 лет возглавлял главный сатирический журнал СССР

Воронежский писатель 10 лет возглавлял главный сатирический журнал СССР

Рассказываем о Евгении Дубровине — авторе пронзительной повести «В ожидании козы»

Замечательный воронежский писатель Евгений Дубровин родился 20 августа 1936 года в посёлке Верхнеозёрский Таловского района Воронежской области. Школу-восьмилетку окончил в Нижней Каменка, 9 — 10-й классы — в таловской школе № 39. Затем поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт, после его окончания работал механиком на авторемонтном заводе в Острогожске.

Ещё учась в сельскохозяйственном институте, начал писать свои первые рассказы, возглавлял студенческую газету «Крокодил на тракторе». В 60-е годы, в период хрущёвской оттепели, Евгений Дубровин был заместителем редактора воронежской газеты «Молодой коммунар», одновременно заочно учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве, который окончил в 1966-м.

В том же году была опубликована первая повесть 30-летнего писателя «Грибы на асфальте», рассказы Дубровина публиковались в журнале «Подъём».

Повесть «В ожидании козы» (12+) вышла в Воронеже отдельным изданием в 1968 году. Книга трижды переиздавалась в нашем городе, причём второй раз она увидела свет только спустя 21 год в сборнике «Ласточка с дождём на крыльях» (12+), затем в 2003 году. В 2015 году повесть была выпущена в издательстве «Речь». Книга «В ожидании козы» стала самым известным произведением писателя. Впрочем, и другие его литературные работы — «Оранжевая электричка» (16+), «Племянник гипнотизёра» (12+), «Курортное приключение» (12+), «Билет на балкон» (16+) — не оставят читателя равнодушным.

Произведения писателя очень глубокие, они одновременно комичные и пронзительные, в них есть место и юмору, и трагедии. Мы составили подборку интересных фактов о Евгении Дубровине и его произведениях.

1. За первую повесть Дубровина назвали «большим фантазёром и насмешником»

Произведение «Грибы на асфальте» (12+) сам писатель охарактеризовал как «сатирическую повесть с лирическим уклоном». Известный московский литературный критик Юрий Томашевский в предисловии к книге назвал молодого воронежского писателя «большим фантазёром и насмешником, нашедшим свой почерк и свой голос». А Гавриил Троепольский, автор повести «Белый Бим Чёрное ухо» (12+), говорил, что Дубровин «будет хороший писатель».
 

2. Редактор «Крокодила» редко смеялся

После окончания Литинститута, с 1967 по 1971 год Евгений Дубровин был редактором «Молодого коммунара». А затем его пригласили в Москву в редакцию главного сатирического журнала Советского Союза «Крокодил» (сначала Дубровин возглавлял отдел, в 1975-м стал главным редактором).

Это издание было основано в 1922 году, в нём на постоянной основе в разное время работали такие известные писатели, как Михаил Зощенко, Илья Ильф и Евгений Петров, Валентин Катаев, знаменитый коллектив художников Кукрыниксы, публиковались Эдуард Багрицкий, Владимир Маяковский, Демьян Бедный и др.

Редакцию журнала «Крокодил» воронежский писатель возглавлял на протяжении 10 лет.

Многие коллеги и друзья Евгения Дубровина отмечали: писатель хоть и работал в юмористическом журнале «Крокодил», редко смеялся. При этом, по воспоминаниям друга писателя Александра Голубева, он ни разу не видел Дубровина злым. Единственное, что он позволял себе, — замыкаться в себе.

Супруга Евгения Дубровина Люсьена Максимовна рассказывала, что он много работал и даже в отпуске продолжал писать. Дубровин считал, что если ничего не написал за день, то он прожит зря.

3. Дубровин умер после ухода из «Крокодила»

Евгений Дубровин очень любил свою работу в «Крокодиле», поэтому уход из журнала переживал тяжело. Как пишет автор книги «Воронежские летописцы» Анатолий Свиридов, главред «Крокодила» стал не нужен «перестройщикам».

Талантливый писатель устроился в журнал «За трезвость». А через год сердце Евгения Дубровина не выдержало — 15 июля 1986 года он умер от инфаркта. Ему было 49 лет. 

4. По произведениям воронежского писателя сняты два фильма

Для картины 1984 года «Похищение» (12+) по повести «Глупая сказка» Евгений Пантелеевич сам написал сценарий. По сюжету отец шестилетнего Бориски понимает, что его сын благодаря стараниям бабушки и дедушки превращается в заласканного деспота, и решает во время отъезда жены его похитить и увезти из города. В фильме снялись Алёна Бондарчук (сестра Фёдора Бондарчука) и Александр Фатюшин (хоккеист Гурин из фильма «Москва слезам не верит»).

Кадр из фильма «Похищение», снятого по повести Евгения Дубровина «Глупая сказка»


Второй фильм «Француз» (1988 год) был снят по мотивам повести «В ожидании козы», авторы сценария — Сергей Бодров-старший и Георгий Данелия. Режиссёр — Галина Юркова.

5. Финал повести «В ожидании козы» трагичнее, чем финал фильма

В картине «Француз» (12+) рассказывается о бывшем советском военнопленном и участнике французского Сопротивления Анатолии, который после войны вернулся домой (роль исполняет Сергей Шакуров). Двое его сыновей — 14-летний Виктор и 8-летний Вад — почти не помнят отца, жена (Евгения Симонова) собралась замуж, а в доме поселился странный человек, назвавший родственником Севой (Леонид Ярмольник). И мальчишкам, которые без отца росли шпаной, этот проходимец Сева нравится больше, чем родной отец, заставляющий их учиться и трудиться.

Кадр из фильма «Француз» (1988 год)

В какой-то момент семья решила переехать в другой городок, продала дом, но вещи и деньги умыкнул «родственничек». Причём по вине сыновей. Они втайне от родителей поменяли чемоданы: в тот, который поменьше, переложили вещи и деньги, а в тот, который побольше, — свои мальчишеские «железяки». И именно первый чемодан украл аферист. «Ничего, руки ноги есть — проживём», — успокаивает главный герой, отправляясь с семьёй в никуда без копейки. В финальной сцене сын впервые назвал его отцом. А в самом конце фильма от имени повзрослевшего уже сына звучит повествование о том, что отец ушёл на заработки по деревням, но так и не вернулся — его убили за 30 рублей, которые ему удалось заработать.

Кадр из фильма «Француз»

Однако финал повести Евгения Дубровина «В ожидании козы» более трагичный. После переезда оказалось, что жизнь на новом месте ещё тяжелее. Работы не было, и мать с отцом, собрав последние пожитки, отправились за 200 километров, чтобы продать вещи и купить козу — кормилицу.

В финале повести после падения с крыши Вад погибает. Виктор в одиночестве остаётся ждать родителей. Мальчик получил письмо, в котором они с радостью сообщают, что купили козочку и спешат домой. Но они так и не пришли. Скорее всего, их убили по дороге домой из-за козы...

6. Критик назвал «В ожидании козы» незамеченным шедевром

Писатель и литературный критик Ирина Васюченко в рецензии  1990 года отмечает, что повесть «В ожидании козы» «была страшной не только на фоне детской прозы той поры, но и по меркам взрослой литературы». По мнению критика, один из главных персонажей книги — смерть, идущая по пятам за героями.

А писатель и литературовед Михаил Бутов, лауреат российской буккеровской премии 1999 года, назвал повесть воронежского писателя «незамеченным шедевром русской поствоенной литературы» и «одной из самых главных написанных историй послевоенных лет».