Сегодня, 2 февраля, исполняется 120 лет со дня рождения известного на весь мир лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Свыше 63 часов длился беспосадочный перелёт его экипажа из Москвы в Ванкувер. Путь проходил в крайне суровых условиях, через Северный полюс, и — подумать только! — всё это происходило почти 90 лет назад, в 1937 году.
Этот трансполярный перелёт принёс Валерию Чкалову всемирную славу. А свои первые шаги в авиации отважный первопроходец начал в 19 лет в воронежском небе.
Работал кочегаром на речных судах
Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года на Волге, в селе Василёво Нижегородской губернии. Мать умерла, когда Валерию было 6 лет.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/7/0/photo_in_text/iT9GUoFpf0EmfEnzMvOInGlSVp7m6FVq8ujlnMoi-thumb_1280.jpg)
Отец Павел Григорьевич остался один с пятью детьми, трудился котельщиком в Василёвских казённых мастерских, спустя время снова женился. Валерий тепло относился к мачехе Наталье Георгиевне и называл её мамой. Валера с детства тяготел к технике, помогал отцу в мастерских. С ранних лет отличался какой-то неуёмной отвагой — например, с 8 лет запросто мог переплыть Волгу или нырнуть под проплывающую по реке баржу с лесом.
После окончания 5 классов василёвской школы будущий лётчик в 1916 году по совету отца поступил в Череповецкое техническое училище. Но окончить его не удалось — грянула революция, училище из-за материальных трудностей закрылось. Валерий вернулся в Василёво, с 14 лет работал с отцом в мастерских подручным молотобойца, с наступлением навигации был кочегаром на речном судне-земснаряде «Волжская-1» и на пароходе «Баян».
Первый самостоятельный полёт
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/7/1/photo_in_text/TeI3xTWnOwneLcAxT6urQAqbQBrZbySsm4cGXsgp-thumb_1280.jpg)
В 1919 году 15-летний Валера впервые увидел над Волгой самолёт и загорелся мечтой покорить небо. Ради этой мечты в 1919 году отправился в Нижний Новгород, в 15 лет записался добровольцем в Красную армию. Юного Валерия к боевым действиям не привлекали, оставили в авиапарке учеником слесаря по сборке аэропланов.
Через два года 17-летнего Валерия отправили в школу авиации Рабоче-крестьянского красного воздушного флота РСФСР в подмосковный Егорьевск, правда, школа была теоретической. После успешного окончания Егорьевской школы весной 1923-го Чкалова вместе с другими выпускниками направили в Воронежскую губернию в недавно сформированную в Борисоглебске 2-ю военную школу лётчиков. Активный и целеустремлённый Валерий Чкалов успевал всюду, играл в футбольной команде, участвовал в художественной самодеятельности. А в занятиях по лётному мастерству проявил незаурядные способности.
Именно в небе над Воронежской землёй Валерий Чкалов совершил свой первый самостоятельный полёт на британском биплане Avro 504. Командир отряда Попов вспоминал о Чкалове: «Среди прибывшего молодого пополнения учлётов выделялся молодой крепыш с крепкими широкими плечами. <...> Сидишь иной раз в учебном самолёте на инструкторском месте и чувствуешь, как этот малец, не налетавший ещё и десятка часов, заставляет машину подчиняться своей воле, властвует над ней...».
Всё оставшееся до окончания учёбы время Чкалов упорно тренировался. Особенно любил летать в зону пилотирования, где учился делать виражи. Причём не только мелкие, но и глубокие, несмотря на замечания инструктора. Во время учёбы в Борисоглебске безукоризненно научился выполнять фигуры сложного пилотажа — мёртвую петлю и переворот через крыло.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/7/2/photo_in_text/Bq6eKHL26inaUVsTvdea0eJIShKwuSBKEcWoUkdB-thumb_1280.jpg)
«Чкалов просто не умел бояться»
В октябре 1923 года состоялся первый выпуск Борисоглебской школы лётчиков. Чкалов окончил школу на «отлично» и вместе с другими десятью лучшими курсантами был направлен в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые истребители — британский «Мартинсайд» и германский «Фоккер». На «Мартинсайде» Чкалов впервые выполнил сложнейшую фигуру высшего пилотажа — восходящий штопор. А на «Фоккере» фигуру Иммельмана не выполнял никто, кроме Чкалова.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/7/3/photo_in_text/bziHvf63CCM82SxQhbR39M9XzKRNQ8m22IfZBEAM-thumb_1280.jpg)
Затем Валерий Чкалов окончил Серпуховскую Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Инструктором у Чкалова в Серпухове был выдающийся лётчик, Герой Советского союза Михаил Громов. «Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано, — вспоминал о своём подопечном Громов. — Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. <...> Чкалов просто не умел бояться».
После окончания Серпуховского училища лётчик-истребитель Валерий Чкалов прибыл для прохождения службы в Ленинград, в 1-ю истребительную авиаэскадрилью.
За что Чкалов дважды угодил под суд
За время службы Валерий Чкалов отличался не только отвагой и лётным мастерством высочайшего класса, но и недисциплинированностью и какой-то вызывающей дерзостью. Будучи гениальным пилотом, он порой творил невообразимые вещи: мог отправиться в полёт в нелётную погоду, выполнять сложные элементы на сверхнизкой высоте или демонстрировать фигуры высшего пилотажа прямо над Ленинградом. Однажды самовольно решил облететь вокруг Исаакиевского собора, а как-то на спор выполнил 66 мёртвых петель подряд!
За все эти выкрутасы командование отстраняло его от полётов, отправляло на гауптвахту. А в 1925 году по решению военного трибунала «за поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии» (якобы пришёл на службу подшофе), его приговорили к одному году лишения свободы. Правда, на свободу он вышел через полгода, в 1926-м его восстановили в армии и вернули в часть.
Через два года, в 1927-м, Чкалова направили в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства, в то время там по соглашению между странами обучалось много немецких лётчиков-истребителей. В показательных полётах Валерий Чкалов занял 1-е место. Стоит отметить, Валерий Чкалов сам создал около 15 фигур высшего пилотажа, в том числе восходящий штопор и замедленную бочку.
В ноябре того же года в честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве состоялся военный парад и авиашоу. Чкалов выполнил на малой высоте сложные фигуры высшего пилотажа. Высшее руководство страны, в том числе Иосиф Сталин, было очень довольно. За лётное мастерство Чкалов получил благодарность в приказе наркома обороны Климента Ворошилова. Вскоре Валерий Павлович написал своей жене Ольге: «Раньше меня за это на гауптвахту сажали, а теперь премию дали».
Ленинградская учительница русского языка и литературы Ольга Эразмовна Орехова и лётчик-истребитель Валерий Чкалов поженились в феврале 1927-го. Причём не просто заключили брак, но ещё и обвенчались — в годы богоборчества это был довольно смелый поступок для советского военного лётчика. В конце того же года Чкалова направили в Брянск, в 15-ю авиабригаду. Супруга была на последних месяцах беременности и осталась в Ленинграде. 1 января 1928 года 23-летний Валерий Чкалов стал отцом — у него родился первенец Игорь.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/7/5/photo_in_text/8RwydFsQdNkyVAa7HARlDjoYY6ivcOQz04fFp5Yi-thumb_1280.jpg)
В Брянске снова произошли неприятности. Во время перелёта авиазвена из Гомеля в Брянск самолёт Чкалова врезался в провода и потерпел аварию, в результате чего крылатая машина разбилась. Чкалова обвинили в опасном воздушном лихачестве и нарушении дисциплины. 30 октября 1928 года военный трибунал вынес приговор: 1 год лишения свободы, лётчика-аса уволили из рядов Красной армии.
Правда, Чкалов отсидел только 16 дней — помогло вмешательство начальника ВВС РСФСР Якова Алксниса и Климента Ворошилова. По их ходатайству реальный срок был заменён условным.
Стал лётчиком-испытателем
Уволенный из армии 25-летний Чкалов устроился в ленинградский Осоавиахим (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). В Осоавиахиме Валерий Чкалов работал лётчиком-инструктором и руководил школой планеристов. Своим бывшим сослуживцам Чкалов говорил: «Раньше летал, теперь долётываю».
Валерий Чкалов решил поступать в институт и засел за учебники. Но в ноябре 1930 года лётчика вновь восстановили в рядах Красной армии и направили в Московский научно-исследовательский институт ВВС РККА на лётно-испытательную работу.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/8/1/photo_in_text/Jdemwf4CzuJulfDJjRmJewMgFwnTExFKp8JQi1rF-thumb_1280.jpg)
За два года работы в этом НИИ Валерий Чкалов совершил более 800 испытательных полётов на 30 типах самолётов, в том числе и воздушного авианосца — тяжёлого бомбардировщика, который нёс на крыльях и фюзеляже до 5 самолётов-истребителей.
В начале 1933 года Чкалова перевели в Московский авиационный завод № 9 им. В.Р. Менжинского. Там работало ЦКБ-39 ОГПУ, в котором трудились осуждённые за «контрреволюционную деятельность» авиаконструкторы и инженеры (в советские годы такие НИИ и КБ тюремного типа называли шарашками).
Валерий Чкалов испытывал разработанные в КБ под руководством авиаконструктора Николая Поликарпова новейшие самолёты И-15, И-16, истребители танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также тяжёлые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-2, созданные в Центральном аэрогидродинамическом институте.
В мае 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.
Был ли полёт под мостом?
Многие при упоминании имени Чкалова сразу же вспоминают его легендарный пролёт под Троицким мостом над Невой в Ленинграде. Говорят, что за эту дерзкую выходку лётчик схлопотал 15 суток гауптвахты.
Впрочем, некоторые исследователи уверяют: полёт под мостом в Ленинграде — это всего лишь легенда, дескать, ни дата, ни год этого события не называются, не сохранилось ни фотоматериалов, ни кинохроники. Дело в том, что незадолго до войны, в 1941-м, уже после гибели знаменитого лётчика, был снят художественный фильм «Валерий Чкалов» (6+), в котором эпизоду с пролётом под мостом в Ленинграде уделено особое внимание. Некоторые исследователи считают, что киношный вымысел смешался с реальностью, так и родилась легенда.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/8/2/photo_in_text/Icu61TefoIU6EBFSYd0R5BTf0wK9EE01ik3eE4kU-thumb_1280.jpg)
Однако подобный эпизод всё-таки был в жизни Чкалова, но это было не лихачество, а жизненная необходимость. И произошло это над рекой Вялка в феврале 1930 года. Самолёт Чкалова, вылетев из Новгорода, попал в сложные метеорологические условия. Нужно было совершать вынужденную посадку, но некуда... Вот как об этом вспоминала жена лётчика Ольга Чкалова, ссылаясь на рассказ мужа: «Самолёту грозила неизбежная гибель. Зимний туман придавил его к земле, крылья обледенели. Кругом был лес. Невдалеке железнодорожный мост, по которому шёл поезд, преграждая путь к единственному и жалкому подобию посадочной площадки. И Валерий Чкалов посадил самолёт на этот маленький спасительный островок, пролетев под аркой железнодорожного моста. Валерию приходилось очень часто испытывать такие страшные для нас, земных людей, минуты. Человек беспримерной храбрости и мужества, он считал их обычными в своей жизни».
Посадка была жёсткой, самолёт был разбит, но Чкалов и механик остались практически невредимы. Позже комиссия установила, что, если бы не эта вынужденная посадка, машина врезалась бы в железнодорожную платформу и экипаж неминуемо бы погиб.
Из Москвы на Камчатку
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/8/8/photo_in_text/QRC3roDBZpmohJuLsZ7gJTljVA3TV39UDE1RX7Wx-thumb_1280.jpg)
Осенью 1935 года лётчик Георгий Байдуков предложил Чкалову совершить перелёт из СССР в Америку через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Лётчики Чкалов, Байдуков и Александр Беляков обратились в правительство страны с этим предложением. Но Иосиф Сталин предложил другой маршрут — из столицы СССР до Петропавловска-Камчатского. 20 июля 1936 года экипаж Чкалова на самолёте АНТ-25 вылетел из Москвы и спустя 56 часов высадился на песчаной косе острова Удд в Охотском море (ныне — остров Чкалов).
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/9/2/photo_in_text/sQY2RwXhSHbzcwqdSeHkZkXePd6IgezValh9F6XL-thumb_1280.jpg)
10 августа Иосиф Сталин лично приехал на Щёлковский аэродром под Москвой, чтобы встретить вернувшийся героический экипаж, которым командовал Валерий Чкалов. С этого момента он приобрёл всесоюзную славу.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/9/8/photo_in_text/eFmMAXYkSJCrmL89XexHlnkclzxaxJqvOspsmXFO-thumb_1280.jpg)
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/9/4/photo_in_text/JXE8EDDbBR8vmxJ8u9SemGIpEGBlTXkrTenyq044-thumb_1280.jpg)
За этот перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина (медаль «Золотая Звезда», введённая в 1939-м, только в 2004 году была вручена детям Чкалова). Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 — сейчас этот кукурузник находится в музее в Чкаловске.
Перелёт в Америку
Но главный триумф был ещё впереди. В мае 1937 года было получено разрешение на перелёт в США.
18 июня того же года с Щёлковского аэродрома взлетел самолёт АНТ-25 с тем же экипажем — Чкалов, Байдуков, Беляков. Полёт через Северный полюс проходил в условиях, которые были намного сложнее, чем во время предыдущего перелёта. Отсутствие видимости, густая облачность, обледенение, сильный боковой ветер. Не хватало кислорода. Да и фактический расход горючего превышал расчётный.
Командир экипажа принял решение изменить конечную точку маршрута: лететь не в Сан-Франциско, как планировалось, а совершить посадку на военном аэродроме Пирсон в городе Ванкувере (штат Вашингтон). Преодолев по воздуху 9 130 км (с учётом всех изгибов и обходов), самолёт благополучно приземлился в 16:20 20 июня 1937 года. Беспосадочный перелёт длился 63 часа 16 минут.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/4/0/6/photo_in_text/jF1oyIfD6F7Sb1rVQicOOScJ8671aSRwEg6DMW2h-thumb_1280.jpg)
Правда, рекорд дальности преодолеть не удалось — по правилам Международной авиационной федерации в зачёт принималось кратчайшее расстояние между точками взлёта и посадки по земной поверхности. Для перелёта Москва — Северный полюс — Ванкувер эта величина составила 8 582 км и 900 м. Рекорд дальности — 9 104 км по прямой — принадлежал французам Морису Росси и Полю Коде, которые в 1933 году совершили беспосадочный перелёт из Нью-Йорка в Сирию на расстояние 9 104 км по прямой. Правда, в полёте они находились 55 часов (да и летели не через Северный полюс), так что вполне можно утверждать, что экипаж Чкалова побил рекорд французов по продолжительности полёта.
Но дело даже не в этом. Перелёт из Москвы в Америку имел важное историческое значение. Как сказал кто-то из американских журналистов на пресс-конференции экипажа, «за 63 часа полёта вы сделали столько, сколько не смогли сделать дипломаты США и СССР за многие годы…», имея в виду сложные в тот период взаимоотношения двух стран. А авторитетный английский журнал Flight International написал: «Тот факт, что им не удалось побить существующий рекорд беспосадочного перелёта, не так важен в сравнении с тем фактом, что трое русских — Чкалов, Байдуков и Беляков — впервые в истории соединили Советскую Россию с США через Северный полюс».
В Америке советским лётчикам устроили шикарный приём. Среди приветствовавших экипаж были посол СССР в США Александр Трояновский и Джордж Маршалл-младший, будущий госсекретарь США, он принимал членов экипажа у себя дома.
А 28 июня Чкалова, Байдукова, Белякова и Трояновского принимал в Вашингтоне в Белом доме президент США Франклин Рузвельт. Говорят, Рузвельт попросил своих помощников поднять его из его инвалидного кресла, чтобы приветствовать героических советских лётчиков стоя.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/9/7/photo_in_text/RutHKQy3tI3ezRbvWmTjiRwM86w9GntlolrHGErp-thumb_1280.jpg)
По возвращении на родину все участники рискованного перелёта получили ордена Красного Знамени. В том же году Валерий Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР, а посёлок Василёво, где он родился, переименовали в честь отважного лётчика в Чкаловск.
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/3/9/9/photo_in_text/deYZ8RpOKFnYONZLcjVpuRGBFwIQLOyCqjov8dU1-thumb_1280.jpg)
Разбился во время испытательного полёта
В начале декабря 1938 года Валерия Чкалова, к тому времени имеющего звание комбрига, вызвали из отпуска для испытания нового истребителя И-180. Выпуск этого самолёта на лётное поле готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. 2 декабря на машине было выявлено около 200 дефектов. Авиаконструктор Поликарпов говорил, что гонка при подготовке И-180 к первому вылету ни к чему хорошему не приведёт, за что был временно отстранён от работы.
15 декабря 1938 года Валерий Чкалов прибыл на Центральный аэродром на Ходынское поле. чтобы принять участие в испытаниях И-180. Сначала полёт проходил штатно. При заходе на посадку, когда до лётного поля осталось один — полтора километра, двигатель неожиданно заглох. Валерий Чкалов до последнего управлял самолётом и смог отвести машину от расположенных неподалёку жилых домов.
Уже над самой землёй самолёт зацепился за провода, ударился крылом об электрический столб и упал. Чкалова выбросило из кабины на 10 — 15 метров. Лётчик получил тяжёлую травму головы и через два часа скончался в Боткинской больнице в возрасте 34 лет. Урна с прахом Валерия Чкалова находится в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Вдова лётчика Ольга Чкалова осталась с двумя детьми на руках — 10-летним сыном Игорем и 3-летней дочкой Валерией. В то время Ольга Эразмовна была беременна третьим ребёнком... Дочь Ольга родилась в 1939 году уже после гибели своего отца.
Ольга Эразмовна Чкалова скончалась в 1997 году в возрасте 96 лет. И она, и её дети были авторами книг, статей и воспоминаний о Валерии Павловиче Чкалове.
Сын Игорь Чкалов был полковником, инженером ВВС. Внёс большой вклад к пополнение фонда музея В.П. Чкалова в г. Чкаловске. Ушёл из жизни в 2006 году.
Дочь Валерия (1935 — 2013 гг.) была кандидатом технических наук, членом Союза журналистов России. Валерия Валерьевна в своей книге «Чкалов без грифа секретно» (16+) на основе архивных материалов и свидетельств очевидцев попыталась воссоздать истинную картину подготовки советских лётчиков к сложным полётам и разобраться в причине гибели её отца, которого, по сути, отправили в полёт на недоработанном самолёте.
Младшая дочь Ольга стала инженером-электронщиком. Она кандидат технических наук. Сейчас живёт в Москве.
Память живёт и в России, и за рубежом
Именем Валерия Чкалова названо более 1 700 проспектов, площадей, улиц и переулков не только в России, но и за рубежом. В американском Ванкувере существует Чкаловский комитет, часть экспозиции музея авиации посвящена Валерию Чкалову и трансполярному перелёту. Здесь представлены архивные фотографии, документы, книги о Чкалове Георгия Байдукова и Валерии Чкаловой и многие другие экспонаты. В 1970 году одной из улиц Ванкувера было присвоено имя Чкалова, честь её открытия была предоставлена сыну выдающегося лётчика Игорю Чкалову. А в 1976 году в Ванкувере был установлен монумент в честь советских авиаторов. На монументе — таблички с цитатами из советских газет на английском и русском языках: «Блестящая победа советских авиаторов!», «Герои Советского Союза Чкалов, Байдуков и Беляков впервые в истории проложили воздушный путь из Европы в Америку через полюс».
![](https://admin.moe-online.ru/media_new/1/9/3/4/4/1/0/photo_in_text/5q8jVNcev4JDDF3kno28DCujXXtv078f9TRKjQ7x-thumb_1280.jpg)
Есть улица Чкалова и в Воронеже — она находится в Коминтерновском районе. В Борисоглебске тоже имеется улица, названная в честь лётчика. С июня 1939 года имя Героя Советского Союза В.П. Чкалова носит воронежский авиационный техникум.
В России, да и за рубежом, установлено огромное количество памятников Чкалову, в его честь названы населённые пункты, заводы, пароходы, самолёты, учебные заведения, аэропорты. Бронзовый бюст выпускника Борисоглебской лётной школы установлен перед входом в Боинговский музей авиации в Сиэтле.
Имя Чкалова носят остров в Охотском море, гора в Антарктиде, пик в Дагестане, мыс на острове Чамп, малая планета Солнечной системы.
...Прощаясь с Борисоглебской школой, тогда ещё начинающий лётчик Валерий Чкалов оставил запись: «Мне всё-таки жаль покидать её, ведь все здесь сделано нашими руками. Берегите школу, друзья!».
Борисоглебская 2-я военная школа лётчиков вскоре после гибели лётчика-испытателя, 28 декабря 1938 года, была переименована в «Борисоглебское ордена Ленина Краснознамённое военное авиационное училище лётчиков ВВС Красной Армии им. В.П. Чкалова». С 1969 года статус училища изменился, до 1990 года оно называлось Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В.П. Чкалова. С 2012 года — Борисоглебская учебная авиационная база Военного учебного научного центра Военно-воздушных сил (ВУНЦ ВВС) «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».
В 1978 году на территории Борисоглебского училища был открыт памятник отважному лётчику Валерию Чкалову.