Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

«Сердце, отданное людям»

«Сердце, отданное людям»

Очень глубокое и трогательное письмо прислала в «МОЁ!» учитель Ольга Григорьева. Она рассказала о своём отце — заслуженном учителе РФ, ветеране труда и спорта Юрии Васильевиче Григорьеве, педагоге с большой буквы

Ольга Григорьева

— Я пишу о папе. Пересматриваю сотни фотографий, благодарственные и почётные грамоты. Поздравительные открытки к праздникам, подписанные учащимися для папы. Перелистываю любимые папины книги, смотрю документы о его трудовых наградах за честное и праведное служение людям. Вспоминая яркие моменты моей жизни, понимаю, какой дар мне был дан судьбою в лице моих родителей. И я благодарна родителям за моё счастливое детство, за то, каким человеком я стала.

Папа и мама прожили в законном браке 57 лет. Любовь и взаимоотношения папы Юрия и мамы Валентины достойны быть примером — любить и быть вместе не только когда молоды, здоровы и красивы, но любить, уважать, поддерживать друг друга и в преклонном возрасте тоже.

«Каким он парнем был!..»

— Наша жизнь стремительна и непредсказуема, и «завтра» — очень хрупкая субстанция. Мы часто забываем благодарить жизнь за то, что беда обходит нас стороной. 29 августа 2022 года беда не обошла стороной меня. В мою жизнь пришло горе. После продолжительной болезни ушёл из жизни мой папа. Когда прошло оцепенение первых горестных дней, мне захотелось рассказать всему миру: «А знаете, каким он парнем был!..»

Чтобы многие люди узнали о моём отце — учителе, педагоге и наставнике, реализовавшем в своей жизни всё, что было ему предназначено судьбой и в профессии, и в семье. Он стал для многих родным, близким, любимым и любящим человеком.

Юрий Григорьев

Я решила написать о моём папе, чтобы те, кто его знал, вспомнили о нём; чтобы те, кто с ним знаком не был, узнали его хоть немного. Всю свою жизнь папа проработал в системе образования, воспитывая и обучая подрастающие поколения, личным примером прививая человечность, тягу к наукам и искусству, взращивая в юных силу духа, любовь к профессии, воспитывая в молодых любовь и уважение к Родине.

 

Истоки

— Папин отец, мой дедушка Григорьев Василий Филиппович был машинистом паровозного депо. Одним из лучших, отмеченных высокими наградами. Одним из первых в Лисках Василий Филиппович в 1938 году был удостоен ордена Ленина, который вручил ему в Москве председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин за выдающиеся успехи в стахановском движении пятисотников на железнодорожном транспорте. А второй орден Ленина В.Ф. Григорьев получил в 1944 году — за перевозки военных эшелонов с техникой и военными в Сталинград и на Орловско-Курскую дугу.

В тыл, в составе санитарных поездов, Василий Филиппович отвозил раненых с фронта. Под стать Василию Филипповичу и моя бабушка — Анастасия Леонтьевна. Она была хорошо известной в Лисках портнихой, во время войны работала санитаркой в госпитале.

Мой папа восхищался стойкими характерами своих родителей, которые вырастили четверых детей. Его мама Анастасия росла в дружной большой и крепкой семье, а вот его папа в 8 лет остался круглым сиротой. И сход улицы Первомайской города Лиски, где жил маленький Василий, постановил: «Ваську в приют не отдавать, а кормить, одевать и заботиться понедельно каждому дому». Это удивительная история об отце моего отца и о жителях с улицы Первомайской, которые его вырастили. Наверное, отсюда берёт начало те любовь и доверие к людям, которые жили в моем отце.

Родился мой папа на станции Таловая Воронежской области 14 октября 1942 года, где семья несколько месяцев находилась в эвакуации. Уже в январе 1943 года Григорьевы вернулись в родные Лиски.

Папа всегда рассказывал с удовольствием о своих детских и юношеских годах. Учился легко, много времени отдавал спорту: лыжи на меловых горах, каток у клуба железнодорожников, зимой на озере Богатом — хоккей, летом — футбол, волейбол. После 10-го класса папа решил поступать в Воронежский педагогический институт, на инженерно-педагогический факультет. Там же познакомился с мамой, которая училась на факультете иностранных языков — английский и французский. В мае 1965 года папа и мама поженились. В августе 1965-го они приехали по распределению в город Лиски. Учителями. В 1966 году у мамы и папы родилась я, дочь Ольга.

Год папа работал учителем физики в селе Лиски. В августе 1966 года папа пришёл работать в ТУ № 6. Сначала воспитателем и мастером производственного обучения, а потом преподавателем и заместителем директора по воспитательной работе.

Моменты памяти

— Я помню многое даже из самого раннего детства.

Вот мне 3 года. Зима. Папа, мама, я и наша собака — боксёр Рэм. Мы с Рэмом ровесники. Рэм катает меня на санках перед нашим домом на улице Гражданской в городе Лиски. Рэм делает пируэт, и я вылетаю из санок — и мы с Рэмом радостно барахтаемся в пушистом снегу. Мама и папа смеются.

Валентина и Юрий Григорьевы с дочкой Олей 

Мне 5 лет. Я сижу в актовом зале училища № 6 г. Георгиу-Деж — ныне ЛПТТ им. А.К. Лысенко г. Лиски — и смотрю репетицию ансамбля песни и пляски «Радуга» и вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы». Самый яркий момент танца стоит перед глазами — русский народный танец, юноши, стоя друг напротив друга, сплетают руки так, что получается мостик, и по этому мостику идёт девушка с коромыслом и вёдрами. 

В 1966 году, когда папа поступил на работу в училище, ансамбль «Радуга» уже существовал, но папа очень много работал, чтобы коллектив развивался и рос. В организации ВИА «Самоцветы» папа стоял у самых истоков. Папа с учащимися ездил в Москву за музыкальными инструментами, находил музыкантов и исполнителей, ездил на гастроли вместе с ребятами. Это было в далёкие 60 — 70-е годы. В папиной трудовой книжке сохранились вот такие записи:

«02 августа 1969 года — за организацию ансамбля песни и пляски и вокально-инструментального ансамбля училища награждён почётной грамотой Госкомитета СССР.

Ноябрь 1973 года — за успешное выступление ансамбля «Радуга» и ВИА «Самоцветы» на всероссийском фестивале художественного творчества трудящихся награждён почётной грамотой РСФСР». Мне хотелось бы вспомнить коллег и друзей папы, которых я сама хорошо помню, кого часто вспоминал отец: директора ТУ № 6 Рагозина Петра Григорьевича, преподавателей Бурякова Виктора, Плотникова Константина, Моргунова Виктора, Полуэктова Виктора.

Мне 8 лет. Я с папой и «Самоцветами » на конкурсе в Воронеже в ДК 50-летия Октября. Наши поют «Ехал товарищ Будённый стороной родной». Солист — Николай Карих. Позже эта песня вошла в фильм о композиторе Василии Соловьёве-Седом «Споёмте, друзья!», и учащиеся георгиу-дежского ТУ № 6 были заняты в съёмках этого фильма с этой песней. В 2020 году администрацией г. Лиски принято решение присвоить музыкальному конкурсу «Ретро Град» имя Николая Карих.

Мне 9 лет. Я снова в актовом зале училища № 6. Мой папа и «Самоцветы» репетируют песню «Алексей, Алёшенька, сынок!». Солист — Александр Ирхин. Эта песня произвела на меня неизгладимое впечатление, а голос певца я помню отчётливо и ярко годы спустя. В наши дни в память об Александре Ирхине в Лисках ежегодно проводится музыкальный конкурс «Соловушка».

Мне 10 лет. Мы идём в поход из пионерского лагеря «Золотой колос» к меловым горам и к Дону. Папа и мама много лет подряд работали первые две смены в лагерях « Золотой колос» и « Ракета». И я там была вместе с ними. Счастливое детство!

Так вот, мы идём в поход под руководством папы. Нам выдали в лагере сухой паёк, и мы идём по лесным тропинкам, полям, иногда заходя в деревеньки, где пьём воду из колодцев. Вечером на берегу реки мы делаем привал на ночёвку. Ставим палатки. Летний вечер, костёр, мы — ребятишки — сидим вокруг, испекли картошку, наелись и слушаем моего папу. Папа был великолепный рассказчик. Он много читал и умел говорить о важном. Он невероятно оживлялся, когда начинал рассказывать о любимых книгах, людских судьбах.

Мне 13 лет. Я учусь в школе № 17 (ныне 41-я школа). Папа ведёт наш класс к меловым горам в Дивногорье. Папа не работает в моей школе, но он всегда готов потратить время на детей, на то, чтобы показать им красоту родного края. 

Дивногорье

Меловые горы. И пещеры. Пещеры тогда ещё не были закрыты для посещений. Мы шли в полной темноте по проходам, которые иногда становились слишком узкими, но мне не было страшно, ведь с нами был мой папа. С тех пор на всю жизнь у меня осталось это чувство — всецелого доверия отцу, который идёт рядом, рука об руку, сильный, умный, смелый, добрый, который всё знает.

У папы за всю его жизнь было сотни походов и поездок — в составе агитпоездов, гастроли и фестивали, спортивные соревнования. И помимо жара своей души, которую отец вкладывал в каждую поездку для того, чтобы было интересно и радостно, папа всегда предусматривал и просчитывал каждую деталь, чтобы любые поездки или собрания учеников и взрослых на любые мероприятия были организованны и абсолютны безопасны для всех. Отец из тех людей, на которого можно было всегда положиться. Любовь и доверие к людям были главной линией его жизни. Любовь и доверие к Отчизне. Любовь и доверие к Жизни.

Я часто задумывалась над тем, почему люди так тянулись к моему отцу, что в нём так привлекало их? Бескорыстность. Это про него — «снимет последнюю рубашку и поделится последним куском хлеба». Честный. Искренний. Добрый. Всегда спешащий на помощь. И ещё — я думаю, это очень важно — отец умел объединять людей общей созидательной идеей. Это и было его предназначение — учительство и любовь к людям. В трудовой книжке папы 53 записи благодарностей и поощрений.

Быть учителем

В моём понимании наивысшая задача учителя — не только поделиться знаниями с учеником и научить, но и помочь раскрыть его таланты и способности, направить эти таланты в созидательное русло, что отец и делал. Я спрашивала папу: «Расскажи, как всё начиналось? «Самоцветы» и «Радуга»... Спрашивала, будучи уже взрослой, потому что только тогда я стала понимать, сколько труда, энергии надо вложить, чтобы девушки и юноши, которые пришли учиться на машинистов, дежурных по станциям, запели, затанцевали, заиграли на музыкальных инструментах.

Папа много рассказывал мне историй из своей жизни. Я говорила: «Папа, давай я всё запишу». Он отвечал: «Когда-нибудь попозже», — потому что был очень скромным человеком. Скромным, но амбициозным. Когда папе кто-то говорил: «Давайте сделаем так», он отвечал: «А давайте сделаем ещё лучше», — и у него получалось.

В будни и в праздники одними из главных и важных тем для разговоров в нашем доме были рассказы папы об учениках — об их достижениях, победах, успехах, открытиях. Папа также много рассказывал мне, родным и друзьям о людях, жизнь которых может стать примером служения обществу и стране. О людях, которые в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. защищали Родину.

Отец часто рассказывал о Чолпонбае Тулебердиеве — Герое Советского Союза, совершившим подвиг на лискинской земле, закрыв своим телом вражеский дзот. Рассказывал отец и о нашей землячке пионере-герое Лилии Федодеевой. Отец часто водил своих подопечных к памятникам этих героев, а также приводил учеников к мемориалу Славы и к Щучинскому плацдарму.

Когда папа работал на должности заместителя директора по воспитательной работе училища № 6, он занимался здесь созданием Музея боевой и трудовой славы. Он считал патриотическое воспитание невероятно важным.

Спасибо, папа!

Когда я рассказываю об отце, я прикасаюсь к его душе, которая так многому меня научила. Научила меня быть неравнодушной. Отца всё и всегда волновало: как у кого дела, кому нужна помощь. А вот личной выгоды он никогда не искал. Проработав 18 лет в училище № 6, папа перешёл на должность заведующего отделом культуры Лискинского района, а затем в течение 26 лет работал в училище № 20 (ныне ЛАТТ) руководителем физического воспитания.

Спорту было посвящено огромное количество времени отца и в профессии, и в жизни. Со своими подопечными он участвовал в десятках соревнований самого разного уровня, и всегда они возвращались с победами. Папа очень любил спорт и старался поделиться этой любовью со всеми. Много лет подряд папа не только участвовал в организации спортивных мероприятий, но и был судьёй на многих из них. Степень доверия к нему людей была очень высока, поэтому в том же училище № 20 папа много лет подряд возглавлял участок избирательной комиссии.

Папа прожил красивую, честную, искреннюю, плодотворную жизнь в любви к родным и близким, в любви к людям, в любви к Отечеству, в любви к своему призванию, в любви к самой жизни! Папа был незаурядным человеком. Папа, ты навсегда в наших сердцах. И я продолжаю твоё дело. Я — учитель.

Твоя дочь Ольга».