МЫ ПОМНИМ!

Расскажите о своих близких, переживших годы Великой Отечественной войны

Проект «Мы помним. Воронежское сражение день за днём» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

<p><strong>Медали за варежки</strong></p>

Медали за варежки

Как женщины-вязальщицы помогали советским солдатам в годы войны

80 лет назад, 7 января 1942 года, завершилось контрнаступление Красной армии под Москвой (началось 5 декабря 1941 года). Немецкие войска были отброшены от стен столицы.

Морозы стояли крепкие. Ещё накануне приближения первой военной зимы по всей стране, и в Воронеже в том числе, развернулось движение по сбору тёплых вещей для бойцов Красной Армии. Люди несли свитера, валенки, тулупы. Женщины — труженицы заводов и колхозов, жительницы больших городов и маленьких сёл — шили и вязали тёплые вещи для защитников Родины.

И здесь отдельно стоит рассказать о том, какую роль сыграли в истории Великой Отечественной войны знаменитый на весь мир оренбургский пуховый платок и женщины-вязальщицы. За свою работу более 200 вязальщиц были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Тёплые вещи как стратегический продукт

Оренбургская область — родина не только ажурного платка, но и пуховязального промысла, который зародился ещё в XVIII веке. Промысел появился здесь во многом благодаря козам, которых держали в этих краях. Пух оренбургских коз считается самым тонким в мире, и благодаря этому изделия из него очень нежные, мягкие и в то же время невероятно тёплые и прочные.

Фото Светланы СОЛОДОВНИКОВОЙ.

Пух оренбургских коз получается таким благодаря климату — зимы в уральских горных степях очень суровые и морозные, со снегом и метелями. А вот мягкий климат росту такому не способствует — в южных краях пух у коз растёт толстый и грубый.

Знаменитые оренбургские пуховые платки вяжутся вручную из сучёной пряжи: пух накладывается на шёлковую нить-основу. Изготовить такую пряжу, а затем что-то из неё связать — огромный кропотливый труд, который ценился всегда и особенно был нужен в годы Великой Отечественной войны.

В 1941 году с наступлением первых холодов советское правительство выпустило приказ об оснащении армии тёплыми вещами и амуницией. Вязаные вещи из козьего пуха в военные годы стали настоящим стратегическим продуктом.

К октябрю 1941 года вязальщицы из Оренбурга отправили на фронт более 36,5 тысячи пар варежек и рукавиц, а также других тёплых вещей. Работа артели вязальщиц не прекращалась ни на один день, трудились женщины по 18 часов в сутки. Ассортимент вязаных изделий тогда значительно расширился.

Так, например, с фронта они получили заказ на вязаные подшлемники — специальные шапочки, которые бойцы надевали зимой под каску. Подшлемник полностью закрывал лоб, затылок, уши, щёки, подбородок и шею, благодаря чему солдаты не мёрзли в металлических касках.

Для снайперов вязали специальные рукавицы с большим и указательным пальцами, чтобы те могли долго держать палец на курке, сидя в засаде.

Вязали женщины бойцам также тёплые носки и шарфы, а военнообязанным женщинам, связисткам и санитаркам — пуховые платки. Вязаные вещи из козьего пуха также шли в госпитали и тыл. Например, тёплыми вещами старались снабдить жителей блокадного Ленинграда.

В военные годы оренбургские пуховые платки за большие деньги покупали за границей — это был востребованный экспортный товар. А в обмен страна получала необходимое продовольствие, боевую технику.

В вязальные артели старались привлекать как можно больше мастериц. Принимали туда и новичков, в том числе подростков, которых обучали всем тонкостям ремесла.

Вязали при свете керосинок

Военные архивы хранят не только официальные документы, но и рассказы очевидцев тех времён. Воспоминания вязальщиц в них тоже есть.

«Помню, приехал нам как-то во время войны инженер пухсоюза, — рассказывала вязальщица Татьяна Григорьева. — Он провёл собрание, рассказал о событиях на фронте. Но главное - обратился к нам с просьбой как можно больше вязать тонких ажурных платков, потому что наша страна расплачивалась ими за самолёты и вооружение».

По воспоминаниям мастериц, женщины трудились до трёх часов ночи, при этом не у всех было дома нормальное освещение — вязать приходилось при свете коптилок. У вязальщиц падало зрение, сводило пальцы, но они не роптали и знали, что их труд очень нужен.

«Вечером собирались в конторе пухартели, так как не у всех дома лампа была, да и керосина не было, — вспоминает мастерица Хумайра Ингазиева. — А в конторе две лампы и керосин наливали за счёт артели. До 20 человек собирались: постелем тёплую одежду и сидим кружком, вяжем, рассказываем о житье-бытье, о событиях на фронте, о письмах с фронта. Вместе пели песни...»