Рассказываем о выдающихся людях, оставивших яркий след в истории Воронежа

Проект «Мы знаем!» реализуется при спонсорской поддержке Гражданского собрания «Лидер»

До Воронежа больше 400 миллионов километров

В Солнечной системе есть малая планета, которая называется Воронеж. А открыл её в 1976 году наш земляк, выдающийся астроном с мировым именем Николай Черных

Николай Черных

Уроженец Воронежской области Николай Черных и его жена Людмила открыли более 800 небесных тел, многим из которых присвоили имена наших знаменитых земляков.

Путь к звёздам

Будущий астроном родился 6 октября 1931 года в городке Усмань Воронежской области. Николай рос в простой семье, отец его был трактористом.

Город Усмань в 1930-е годы относился к Воронежской области, а с начала 1954 года после образования Липецкой области вошёл в её состав и ныне является районным центром

Незадолго до войны, весной 1941-го, семья переехала в село Шерагул Тулунского района Иркутской области. Астрономией Николай интересовался с детства — Вселенная, звёзды, астероиды и далёкие планеты невероятно его привлекали. По воспоминаниям сестёр Николая, будучи подростком, он сам смастерил телескоп — приделал увеличительные стёкла к картонной трубе, забирался по ночам на крышу дома и наблюдал за звёздами. Постоянно что-то конструировал, чертил, высчитывал. Зачитывался книгами по астрономии, собирал газетные вырезки о космосе. Хорошо учился, играл в школьном драмкружке — например, в пьесе «Два капитана» исполнил роль главного героя Сани Григорьева.

После школы был призван в армию, служил в Порт-Артуре, а в 1954 году поступил в Иркутский пединститут. На вступительных экзаменах познакомился со своей будущей женой Людмилой. Она разделила интерес Николая к астрономии, молодые люди поженились в 1957 году и всю жизнь работали вместе.

В пединституте Николая выбрали старостой группы. По воспоминаниям его однокурсников, он буквально болел астрономией, очень любил небо. Был необыкновенно интеллигентным человеком, с широким кругозором.

В институте, где учился Николай, была небольшая обсерватория. Преподаватель астрономии Алексей Каверин, с котором очень сдружился Николай, приобщил нашего земляка к работам в обсерватории. За звёздами и планетами наблюдали с помощью телескопа Цейса, сейчас этот прибор в качестве экспоната выставлен в Иркутском краеведческом музее.

«Те годы были на редкость богаты разными астрономическими явлениями, и каждое такое событие было для нас настоящим астрономическим праздником: великое противостояние Марса в 1956 году, прохождение Меркурия по диску Солнца, солнечные и лунные затмения, две яркие кометы — комета Аренда — Роланда весной 1957 г. и комета Мркоса в августе — сентябре 1957 г., запуск первых советских искусственных спутников Земли, — писал Николай Черных в воспоминаниях. — Особенно интересные результаты нам удалось получить по комете Мркоса. Мы с Людмилой Ивановной тогда не предполагали, что в будущем нам доведётся встречаться лично с первооткрывателем этой знаменитой кометы, выдающимся чехословацким астрономом Антонином Мркосом, принимать его у себя в Крыму и быть у него в гостях».

Учась на четвёртом курсе, Николай Черных параллельно начал работать в Иркутской лаборатории времени и частоты Всесоюзного НИИ физико-технических и радиотехнических измерений. В трудовой книжке Николая в графе «Профессия» появилась первая запись: «Астроном». Вскоре туда же приняли на работу и жену Николая Людмилу.

По окончании института по совету преподавателя Алексея Каверина Николай поступил в аспирантуру в Институт теоретической астрономии в Ленинграде. А в 1963-м молодого астронома направили в Крымскую астрофизическую обсерваторию (КрАО), Николая приняли в штат в качестве младшего научного сотрудника.

Воронежцы в космосе

В Крымской астрофизической обсерватории Николай Черных прошёл путь от младшего научного сотрудника до ведущего научного сотрудника. В 1964 году супруги Черных выступили с инициативой о создании в Институте теоретической астрономии (ИТА) «Крымской группы» для наблюдений малых планет (астероидов) в Крымской астрофизической обсерватории. Руководителем группы со стороны ИТА была назначена Людмила Черных, а научное руководство «Крымской группой» поручили её мужу Николаю. С тех пор в течение более сорока лет, до самой своей смерти Николай Степанович руководил этой группой. В течение многих лет «Крымская группа» была мировым лидером по количеству наблюдений малых планет.

Одно из помещений Крымской обсерватории, в котором находится зеркальный 260-сантиметровый телескоп им. Шайна (фото: crao.ru)

Небольшое отступление: до 2006 года синонимом слова «астероид» было сочетание «малая планета». А затем по решению Международного астрономического союза астероиды стали относить к малым телам. Но согласитесь, планета всё-таки более благозвучное название, поэтому, думаем, не сильно ошибёмся, если в статье продолжим называть астероиды малыми планетами. Тем более в годы работы Николая Черных их так и называли.

Кстати, именно в Крымской астрофизической обсерватории были открыты малые планеты, которым присвоили имена знаменитых уроженцев Воронежской земли. Например, астероид Платонов (открыт сотрудником КрАО Людмилой Карачкиной в 1981 году, имя писателя Андрея Платонова присвоено в 1988-м), Маршак (первооткрыватель — астроном КрАО Тамара Смирнова, 1972 год, назван в честь писателя Самуила Маршака), Пятницкий (открыт в КрАО в 1983 году астрономом Людмилой Журавлёвой, имя основателя знаменитого хора Митрофана Пятницкого присвоено в 1999-м), астероид Бурденко также открыла Журавлёва в 1976 году, в 1999-м малой планете присвоили имя нашего известного земляка, выдающегося хирурга Николая Бурденко.

Астрономы-рекордсмены

Николай Черных, один из крупнейших в мире знатоков малых планет, лично открыл 537 новых небесных тел (и две периодические кометы), а возглавляемая им группа — более 1 200. Николай Степанович в 1999 году защитил диссертацию на степень доктора физико-математических наук. Всего он опубликовал более 200 научных работ, является соавтором трёх коллективных монографий по малым планетам. Николай Степанович был членом Международного астрономического союза, Европейского астрономического общества и Евро-Азиатского астрономического общества.

Антонин Мркос

Супруги Черных были рекордсменами страны по количеству открытых небесных тел. Людмила Ивановна Черных по числу открытых малых планет занимает второе место в мире среди женщин-астрономов — 268. То есть вместе супруги открыли 805 малых планет! В 1979 году чехословацкий астроном Антонин Мркос, с которым супруги были очень дружны, назвал открытый им астероид в честь российских астрономов — Черных.

Супруги Николай и Людмила Черных познакомились на вступительных экзаменах в институт и были неразлучны всю жизнь, вместе открывали новые планеты (Фото: lipetskmedia.ru)

Названия, которые присваивали супруги открытым ими небесным телам, очень интересны и значимы. Например, среди обнаруженных Людмилой Ивановной малых планет есть планета Таня (Людмила Черных назвала её в честь ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады записывала в дневник, как и когда умерли члены её семьи, сама девочка скончалась от истощения в эвакуации в возрасте 14 лет). Есть среди открытых Людмилой Ивановной небесных тел планета Даша — в честь Дарьи Лаврентьевны Михайловой, известной как Даша Севастопольская — так звали сестру милосердия, героиню обороны Севастополя в Крымскую войну 1853 — 1856 годов. В 1976 году Людмила Черных открыла астероид, которому в 1991-м присвоили имя Бунина — уроженца Воронежа, нобелевского лауреата по литературе Ивана Бунина.

А открытую в 1973 году малую планету Людмила Ивановна назвала в честь мужа — Коля. Но не сразу. Долгие годы астероид не имел названия и существовал лишь под порядковым номером 6619.

25 мая 2004 года произошло несчастье. Николай Степанович Черных отправился из Крыма в командировку в Москву, в Институт прикладной математики РАН. Но случилось непоправимое — внезапно оторвался тромб... Выдающегося астронома похоронили в пос. Научный в Крыму.

После смерти любимого мужа и единомышленника Людмила Ивановна 21 июля 2005 года присвоила астероиду трогательное и такое домашнее название — Коля. Людмила Черных пережила мужа на 13 лет, умерла на 83-м году жизни в июле 2017-го.

Воронеж не догонишь...

В обширной копилке Николая Черных есть открытые им малые планеты Бахчисарай, Евпатория, Менделеев, Пушкин, Гоголь, Чехов, Блок, Гриневия (назван в честь писателя Александра Грина), Стругацкия (в честь писателей-фантастов), Бернес (в честь советского актёра и певца), Бидструп (в честь знаменитого датского карикатуриста), астероид Чижевский (в честь учёного-биофизика, изобретателя знаменитой люстры-ионизатора, — между прочим, Чижевский в 1930-е годы жил и работал в Воронеже). В 1978 году Николай Черных открыл малую планету, которой в 1993-м было присвоено название Басов — в память о нашем земляке, нобелевском лауреате по физике Николае Басове.

Николай Черных у телескопа Крымской астрофизической обсерватории

Не забывал Николай Черных и свои корни. Например, одну из малых планет он назвал Грачёвка — так именовалось усманское село, в котором родились его мать и отец, Меланья Петровна и Степан Семёнович Черных. Степан Семёнович погиб во время войны в 1943-м.

Одному из открытых им астероидов Николай Степанович дал название Шерагул — в честь села, в котором прошли школьные годы. А малую планету с порядковым номером 4519, открытую Николаем Черных 18 декабря 1976 года, учёный-астроном назвал Воронеж — в честь центра Воронежской области, в которой он родился.

Астероид Воронеж расположен во внутренней части главного пояса — так называется в астрономии область Солнечной системы между орбитами Марса и Юпитера. Это место скопления множества объектов, называемых астероидами или малыми планетами.

Согласно орбитальным характеристикам на 31 мая 2020 года малая планета Воронеж находится от Земли на расстоянии 2,97 астрономической единицы (а. е.). С помощью специального интернет-калькулятора, который переводит астрономические единицы в километры, мы выяснили, что до Воронежа от нашей планеты больше 400 миллионов километров. А именно — 444 305 675, 979 км.

То есть далёкий тёзка нашего города находится на расстоянии в три раза большем от Земли, чем Солнце (среднее расстояние от нашей планеты до Солнца — 1 а. е.  (149,6 миллиона километра)).

Впрочем, в масштабах Вселенной от Земли до астероида Воронеж рукой подать — «всего» каких-то 25 световых минут (одна световая минута = 17 987 547,48 км).

Малая планета Воронеж действительно малая — так, по данным орбитальных характеристик 2020 года, её диаметр составляет всего 5 километров. Для сравнения: диаметр Земли по экватору — 12 756 километров. Специалисты заявляют, что получить точное изображение Воронежа с Земли почти нереально — это можно сделать, только отправив на место космический аппарат.

Скорее всего, мы с вами никогда не увидим, как выглядит космический тёзка нашего города. Но осознание того, что где-то в далёком безмолвии крутится (пусть и маленькая!) планета с названием Воронеж, почему-то согревает душу.