МЕЩЕРЯКОВ Сергей Николаевич
Рядовой

МЕЩЕРЯКОВ 
Сергей Николаевич

1962 — 1982

Рядовой, гранатометчик, родился 12 июля 1962 г. в г. Воронеже, русский. Учился в средней школе № 37. Работал на механическом заводе. В Вооруженные Силы СССР призван Центральным РВК г. Воронежа 15 октября 1980 г. Служил в Фергане. В Республике Афганистан — с 29 декабря 1981 г. Службу проходил в 345-м гв. отд. парашютно-десантном полку (в/ч пп 53701, г. Баграм). Пропал без вести 3 июня 1982 г.

«В ту мою первую поездку в лагерь оппозиции, где содержались 14 — 15 пленных, произошла ужасная сцена. Один из мальчиков, его звали Сергей Мещеряков, увидел мой православный крестик и начал кричать во все горло, что эхо в горах раздавалось: «Людмила, я как и вы, православный! Людмила, возьмите меня с собой в Америку, я не хочу здесь оставаться, освободите меня!» Я расплакалась…» Так рассказывает американская журналистка Людмила Торн о встрече с Сергеем в Афганистане, она произошла в январе 1983 года. 

В феврале 1984 года англичанину лорду Бетеллу показали 10 пленных в пограничном районе, в местечке Аладжирга к юго-востоку от Кандагара. Причем десятого, Сергея Мещерякова, лорд Бетелл сам не видел, он был так плох, что не мог выйти из пещеры.

Мама Валентина Семеновна рассказывает: «В 82-м нам сообщили, что сын мертв — умер от заражения крови: не ищите, не пишите… Но как не искать?! На наше обращение ответили, что Сергей пропал без вести. Это было очень оскорбительное и злое письмо, подписанное командиром части. 

А какой замечательный был парень: добрый, трудолюбивый. Даром что жил в городе, но и косил сено, за сохой ходил, на комбайне работал. В деревню уезжал, говорю: да ты, сынок, отдохни!» «Мам, не ради денег, мне ж просто интересно…» Поступал в Харьковское авиационное училище. 

А когда пропал, началось: «Ты не так воспитывала!» Вызывали в военкомат — сидят в комнате ветеран, «афганец» — и позорили! За что? Я же не посылала его в Афганистан!.. Голубые вроде глаза у него или серые? Никто не помнит. Родимое пятно… На лекарствах с мужем живем».

Строки из письма: 

«Я вот не представляю, как приду домой и открою дверь, даже с того момента, как сойду на воронежской земле и буду добираться до родного дома. Там, наверное, уже все изменилось?.. 

Не болейте, живите в радости и согласии. До приказа моего осталось 176 дней, а до дома чуть-чуть больше. 30.03.82».

Из заключения комиссии по правам человека при ООН: «Как показали освобожденные из плена советские военнослужащие, в тюрьме лагеря Мобарез (Пакистан, 120 км севернее г. Кветты) с 1983 по 1986 гг. содержались 6 — 8 человек. Тюрьма представляла собой пещеру, выбитую в скальной породе, без доступа света и свежего воздуха. Не выдержав издевательств и безысходности положения, С. Киселев и С. Мещеряков в августе-октябре 1984 г. повесились в камере-пещере».

В документах отдела по розыску без вести пропавших и освобождению военнопленных (г. Москва, ноябрь 1996 г.) приводятся также обстоятельства исчезновения Сергея Мещерякова: «Вместе с Сулеймановым покинули часть с оружием, направились в Баграм, по дороге нарвались на душманов, отстреливались, были захвачены. Приметы: рост 172 см, волосы светлые, глаза голубые, родимое пятно у пояса спереди, на колене шрам. Известно со слов Л. Торн: готовился к выезду на Запад в 1983 г., не удалось. Покончил жизнь самоубийством 2.10.84 г.

Дополнительная информация: видимо, умер (амер. комиссия, 1992 г.). Был сильно болен, умер в 1984 г. (ЦРУ).

1982 год