ГРОШИКОВ Игорь Алексеевич
Старший лейтенант

ГРОШИКОВ 
Игорь Алексеевич

1957 — 1982

Старший лейтенант, командир вертолёта Ми-8, родился 5 апреля 1957 г. в г. Поворино, русский. До 8-го класса учился в средней школе № 55 на ст. Поворино. Окончил Саратовский авиационный техникум и курсы по подготовке офицеров запаса при Саратовском учебном авиационном центре ДОСААФ. Работал военным представителем, мастером участка на Саратовском авиационном заводе. В Вооружённые Силы СССР призван РВК г. Саратова 13 марта 1976 г. В Республике Афганистан — с августа 1982 г. Совершил 29 боевых вылетов. Погиб 20 сентября 1982 г. в районе г. Герат.

По одной из версий: выполнял боевую задачу по нанесению авиационного удара по скоплению мятежников у города Герат, во время выхода из атаки был сбит ракетой. По другой версии: на втором в тот день боевом вылете вывозил из окружения солдат. Как было на самом деле, знают лишь очевидцы…

Оставшись без отца в семилетнем возрасте, Игорь понимал, как трудно матери растить двоих сыновей. Он был скромен, нетребователен, выполнял всю мужскую работу по дому. Обучаясь в техникуме, окончил параллельно курсы трактористов, водителей, комбайнёров. Каждый год, с 1973 по 75-й включительно, сдавал досрочно зачёты и экзамены и выезжал с апреля по октябрь на сельскохозяйственные работы. Пахал, сеял, убирал урожай. В 1975 году в степях Саратовской области заболел болезнью Боткина. Из-за перенесённого заболевания печень давала о себе знать, и Игорь мог отказаться от командировки в Афганистан, но не захотел.

Объяснил свой поступок тем, что если он откажется, то не сможет смотреть в глаза товарищам. Кстати, его младший брат, Александр, тоже выбрал военную стезю, стал моряком, сейчас уже капитан 3-го ранга, служит в Хабаровском крае. 

До отправки в Афганистан Игорь служил во многих городах СССР — во Владимире-Волынском на Украине, в Луцке, Коростене, Бердичеве. В последнем, в 1982 году, была сформирована часть для отправки в Афганистан. Здесь, в июле 82-го, мать Валентина Тихоновна последний раз и видела сына живым. 

Когда погиб Игорь, его сыну, Дмитрию, было всего четыре года. 

За один месяц из Афганистана мать получила 8 писем: 

«Здравствуй, мама. У меня пока всё нормально. Летаем. Правда, жара и ветры с пылью замучили, но ничего, лето идёт к концу, так, может, меньше пыли будет.

Мама, пиши, как там у тебя дела, как д. Антон, не болеет ли? Я тут чуть-чуть простудился, жарко, кругом сквозняки, но сейчас уже всё нормально. Кормят неплохо, но всё равно не то, что в Союзе. Фруктов здесь нет, не то, что в Когане. Природа «лунная» — горы, пустыни и глиняные шалаши по ним раскиданы. Закаты солнца убийственные: такие цвета, как у нас перед хорошей грозой, хотя на небе ни одного облачка. Вот сегодня — 7.00, а мы уже сделали один вылет, а ещё — неизвестно сколько, работаем по вызову.

Сверху утром краски не очень-то красивые, горы серо-коричневые, пустыня грязно-жёлтая. Встаём мы ежедневно в 4.30. Иногда в 6.00. Выходных и праздников нет…»

Награждён медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Похоронен в г. Бердичеве Житомирской обл.

1982 год