КУБА Сергей Владимирович
Старший лейтенант

КУБА 
Сергей Владимирович

1962 — 1986

Старший лейтенант, командир группы спецназа, родился 16 ноября 1962 г. в г. Киров, украинец. В Вооружённых Силах СССР — с 5 августа 1979 г. Окончил Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. В Республике Афганистан — с августа 1985 г. Службу проходил в 173-м отд. отряде специального назначения (в/ч пп 96044, г. Кандагар). Принимал участие в 15 боевых выходах. Погиб 26 января 1986 г.

Произошло это в 40 километрах северо-западнее Кандагара. Он командовал группой захвата каравана с оружием. Во время боя получил смертельное ранение…

«По натуре — гусар, мог на последнюю десятку купить мне цветы или истратить её на такси, — рассказывает Марина Куба. — На год раньше своих сверстников пошёл в школу и, опасаясь, что его, 16-летнего, могут не принять в училище, написал письмо министру обороны СССР. Тот дал «добро» на поступление… Тяжело ему приходилось на первом курсе рядом с теми, кто отслужил уже в армии. Но нужно знать его характер: привык быть первым — через пару лет китайский язык знал лучше других курсантов, на конкурсах бальных танцев ему не было равных — «вот мы какие». Физически был очень развитый парень… Глаза у него были очень выразительные. Глазами разговаривал… С любым человеком находил общий язык. И он, и я — из семей военных, ракетчиков, вместе с родителями кочевали по военным гарнизонам, и так получилось, что дважды после переездов вновь оказывались в одном классе. В 8-м влюбились…

Серёжа нарушил семейную традицию и пошёл учиться не в ракетное, а в десантное.

Дочь, Настя, родилась, так он каким-то образом на сутки сбежал из училища в Воронеж: открываю дверь — Серёжа стоит на пороге в гражданской одежде. Дочь повидал и обратно…

После училища нас ждала Чита: глухой гарнизон, дома, насквозь промерзающие зимой. Ребёнок болел, и Серёжа сильно переживал, думал, как выбраться из глухомани. И Афганистан, очевидно, в его мыслях возник как вариант, хотя и опасный. А меня при слове «Афганистан» трясло.

Из ДРА приехал в отпуск, вместе встретили 1986 год. Его отец, в ту пору занимавший достаточно высокий военный пост, настоял, чтобы сын прошёл обследование — у Серёжи были боли в спине, сказывалась давняя травма. Врач посмотрел и сказал, что с десантными войсками придётся расстаться. Об этом знал только отец.

6 января я провожала его, и на перроне почему-то пришла мысль, что вижу в последний раз, хотелось бежать за поездом. Отец мог оставить его в Союзе, но не стал: «Мой сын офицер и коммунист». После гибели Серёжи он прожил недолго — не перенёс потерю сына».

Строки из писем: 

«Здравствуй, любимая! Те минуты, когда я был рядом с тобой и Настенькой, были для меня подлинным счастьем. Это как пища для голодного, как сон для уставшего. Любимая жена, милая дочь, что ещё надо человеку?

Но знаешь, родная, мне ещё надо, чтобы ты могла мною гордиться. Чтобы ты любила человека, достойного такой прекрасной, умной женщины, как ты…» 

Это письмо курсантской поры…

Награждён орденом Красной Звезды (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Похоронен на Коминтерновском кладбище г. Воронежа, братская могила № 3.

1986 год