НАУМЕНКО Николай Анатольевич
Младший сержант

НАУМЕНКО 
Николай Анатольевич

1967 — 1986

Младший сержант, командир саперного отделения, родился 17 мая 1967 г. в с. Слоновка Новооскольского р-на Белгородской обл., русский. Учился в средней школе с. Пузево Бутурлиновского р-на, в ПТУ № 35 г. Воронежа. В Вооруженные Силы СССР призван Железнодорожным РВК г. Воронежа 26 июня 1985 г. Учебную подготовку прошёл в Подмосковье. В Республике Афганистан — с 28 октября 1985 г. Службу проходил в батальоне специального минирования 45-го инженерно-саперного полка (в/ч пп 88870, г. Чарикар). Погиб 2 сентября 1986 г.

Автор-составитель Книги Памяти В.Г. Руденко: «С Николаем Науменко мы служили в учебном подразделении в Подмосковье в одном взводе. В основном, студенты вузов, закончившие первый курс и призванные в армию сразу же после летней сессии, выпускники техникумов. Это был так называемый спецнабор. 

Нас целенаправленно готовили для службы в Афганистане, хотя и тщательно скрывали. Учили специальному минированию, как оказалось потом, специальности, очень востребованной на тот момент в Афганистане. Три месяца боевой учебы, лычки младшего сержанта на погоны, и вперёд — «исполнять интернациональный долг»! Из 26 курсантов моего взвода такая «честь» выпала 25. Один оказался родственником генерала, его оставили в «учебке» кочегаром. Вместо него направили парня с больным сердцем, Димку Попова из Архангельска. Спустя год Дима подорвался на мине, лишился зрения.

Добрую половину взвода оставили служить в Чарикаре, в 45-м инженерно-саперном полку. Мы им по-доброму завидовали. В этом показательном полку все было обустроено, солдаты жили в модулях-казармах, а в других местах нас ожидали палатки.

Колька был тихим, спокойным пареньком, «в себе». По крайней мере, таким он мне запомнился. Когда многие дымили в «курилке», он в сторонке писал письмо домой. У него была своеобразная манера говорить: неторопливо, спокойно, обстоятельно. Если кто-то к нему обращался, он его выслушивал, не перебивая, и только потом начинал отвечать. В общий разговор старался не вмешиваться. Грустно вспоминать, но часто темой разговоров в «учебке» был Афганистан: «А говорят, что там…» 

Когда я узнал о гибели Кольки, то сразу же написал в Чарикар друзьям. На моё письмо ответил студент из Иваново Сережка Прохоров. Привожу его письмо с небольшими купюрами.

«Привет, Витек… Ты спрашиваешь о Науменко — это, конечно, очень трагичная история. В конце августа Николай и с ним двое саперов находились на экспериментальном минном поле — это в стороне свалки. И кажется 29 августа, за дату не ручаюсь, после обеда Николай и Конопицын пошли за виноградом в зеленку, через полигон, где была лазейка. Там их схватили «духи» и увели в сторону гор. А чуть позже полк обстреляли, была объявлена «тревога». 

Хватились их только на следующий день, после обеда, но было уже поздно…

Недалеко от полка нашли труп Николая Науменко. Когда его привезли, то положили на плащ перед трибуной, и весь полк прошёл возле него в две колонны с двух сторон. Конопицына потом обменяли на четверых «духов» и ходят только слухи о его дальнейшей судьбе. Всего верней, отправили дослуживать в Союз. А о Николае Науменко говорят, что он сумел сбежать, но его перехватили и убили.

Я, конечно, не забуду его тело, лежащее на плацу под палящим солнцем. А что было потом у него дома…»

Из письма командира части родителям: «Николай принимал участие в 14 боевых операциях, проявляя при этом мужество и отвагу… Память о Николае навсегда останется в наших сердцах».

Награжден орденом Красной Звезды (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Похоронен в с. Пузево.

1986 год