Служащая СА, машинистка на секретной переписке, родилась 1 апреля 1963 г. в г. Воронеже, русская. Училась в средней школе № 3. С 1980 по 1986 гг. работала секретарем-машинисткой на заводе «Процессор». 13 ноября 1986 г. в добровольном порядке через Железнодорожный РВК г. Воронежа была направлена для работы по найму в советские войска, находившиеся в Республике Афганистан. Получила назначение на должность секретаря секретного производства в штабе 15-й отд.бригады спецназа (г. Джелалабад). 29 ноября 1986 г. при следовании к месту службы трагически погибла.
Самолет Ан-12 (1-й аэ 50-й осап), осуществлявший пассажирские перевозки в сторону Джелалабада, был сбит над кабульским аэродромом из переносного зенитно-ракетного комплекса. Это был первый сбитый на джелалабадском направлении пассажирский самолет, до этого «духи» охотились только на борта с военной техникой. Погибло 8 членов экипажа (командир корабля — капитан А.Б. Хомутовский), 22 пассажира, в том числе три женщины. Кроме Татьяны, еще двое воронежцев — прапорщики А.В. Савин и Ю.А. Ушаков.
Чему она хотела себя посвятить, так и останется загадкой. Она прыгала с парашютом, прекрасно стреляла, умела пользоваться радиостанцией и притом, что была общительной, умела держать язык за зубами. Мать Анна Дмитриевна узнала о ее занятиях совершенно случайно: дочь с очередных прыжков занесла домой парашют, ботинки и какое-то снаряжение.
А однажды увидела, что спина у дочери буквально черная. Татьяна начала смеяться, рассказывать какую-то небылицу, чтобы успокоить мать, потом выяснилось: приземлилась неудачно, на дерево. «Смелая девчонка, ничего не боялась».
Любила путешествовать, с туристическими группами объездила Крым, центральную часть России, ее тянуло посмотреть свет. Дружила с парнем, но замуж не собиралась: «Нужно сначала выучиться, а потом можно и семьей обзаводиться». Училась на физмате ВГУ, на вечернем отделении. В 1985 году поступила, а в 86-м взяла академический из-за отъезда за границу.
«Очень упорная, в школе до 6-го класса отличницей была, а потом стала хуже учиться, но математика у нее хорошо шла», — вспоминает Анна Дмитриевна. — Уезжала очень легко и беззаботно, говорила: мама, не волнуйся, еду в Германию, буду писать каждый день. И лишь при прощании сестра случайно увидела заграничный паспорт, а там отметка — Афганистан».
Строки из письма:
«Здравствуй, дорогая мамочка, Оля и все остальные! Мамочка, у меня все нормально, сижу на пересылке, куда попаду, еще неизвестно. Встретила своих земляков с «Гвардейской» остановки. Здоровье хорошее, настроение тоже. Письма первое время будут идти долго, но ты не волнуйся, буду писать каждую неделю.
Адреса своего пока не знаю. Когда прибуду к своему постоянному месту — сообщу. Нина тебе, наверное, рассказала — проводили меня хорошо, были девчонки, приезжал М-в. Мама, здесь очень много девчонок и женщин, даже тех, кому за 40 лет. Новостей пока нет. В следующем письме напишу, с кем меня поселили и свой адрес. Передавай всем привет…
Береги себя, за меня не волнуйся, все будет хорошо. Крепко целую вас. Таня, 27.11.86 г.».
Первое письмо оказалось и последним.
А Анна Дмитриевна вновь и вновь вспоминает, как Таня прибежала запыхавшись: «Мама, я уезжаю!» Ей представляется дочь, рассматривающая с высоты серые сумрачные горы: «Мама, там хорошо, летишь — все видно…».
«И почему я ее не остановила?»
Награждена орденом Красной Звезды (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Похоронена на кладбище Левобережного р-на. В память о Татьяне Лыковой на здании средней школы № 3 г. Воронежа установлена мемориальная доска.