Жил в нашем городе писатель, журналист, литературный и театральный критик Юрий Поспеловский. Родился 16 апреля 1929 года, коренной воронежец. Его имя хорошо знакомо читателям воронежских СМИ. Юрий Михайлович работал в газетах «Советская культура» и «Коммуна», публиковался во многих местных и федеральных изданиях — в журналах «Подъём», «Литературный Воронеж», «Театр», сатирическом журнале «Крокодил». Автор книг «Судьбе наперекор», «Живая память», «Литературный триколор». Член Союза журналистов, заслуженный работник культуры.
А ещё Юрий Михайлович был постоянным автором «МОЁ!», писал о нашем городе, о военном лихолетье, о встрече со всемирно известным советским диктором Юрием Левитаном и о многом другом. Он был очень хорошим человеком и большим другом нашей редакции. Непременно поздравлял нас со всеми праздниками, причём не просто по телефону — обязательно присылал открытки с добрыми пожеланиями, написанными красивым почерком. В 1993 году Юрий Михайлович перенёс инсульт, ему ампутировали ногу. Однако он не покорился судьбе, продолжал активно сотрудничать с газетами и журналами, издал три книги. Юрия Поспеловского не стало 25 февраля 2015 года. Он ушёл в возрасте 85 лет. А за полгода до своей смерти, летом 2014-го, Юрий Поспеловский рассказал нам о трагической судьбе деда — священника Митрофана Михайловича Девицкого.
Тайны семейного альбома
Рассматриваем семейные фотоальбомы — их множество. В самом старом из них сразу обращает на себя внимание снимок необыкновенно красивой семейной пары начала XX века. Это фото Митрофана Михайловича Девицкого и его будущей супруги Марии Ивановны — дедушки и бабушки Юрия Михайловича. На обороте другой фотографии из того же альбома — с портретом Марии Ивановны — трогательная надпись: «Моему Митрошечке от крепко, горячо любящей невесты Марии Абрамовой. 1905 год». Судьба этой пары трагична — в 1920 году Митрофана Михайловича, который был православным священником, расстреляли на глазах у жены и семерых детей...
Митрофан Девицкий — потомственный священнослужитель. Он родился в 1877 году в селе в семье диакона. Повзрослев, окончил Воронежскую духовную семинарию, а затем Киевскую духовную академию. Митрофан Девицкий служил в храмах Владикавказа и Новороссийска, а в 1906 году вернулся с семьёй на родину, в Воронеж. В 1909 году в возрасте 32 лет отец Митрофан стал настоятелем Воскресенского храма в Воронеже. Храм, которому больше 250 лет, расположен у Каменного моста на улице Орджоникидзе.
— Бабушка была верной спутницей дедушки. К октябрю 1917 года в семье Девицких было уже семь детей — две дочери и пять сыновей, — рассказывает Юрий Михайлович. — Отец Митрофан был не только замечательным священником, но и очень видным мужчиной. Девушки на улице на него всегда заглядывались. Однако в его сердце жила любовь только к Марии Ивановне.
В 1914 году усилиями священника Митрофана Девицкого при Воскресенском храме появилась богадельня. Известно, что отец Митрофан занимался большой просветительской деятельностью. Например, организовал для молодёжи воскресные духовные беседы. Его проповеди печатались в журнале.
В наши дни Митрофана Девицкого в Воскресенском храме помнят и чтут. В декабре 2013 года в церкви открылся кабинет-музей, посвящённый памяти которому дали имя Митрофана Девицкого.
Кроме фотолетописи семьи Девицких в музее много и других экспонатов. Например, иконы и Евангелия XVII — XIX веков и рукописные церковные книги. Причём рукописные книги появились в советское время, когда религиозную литературу могла издавать только синодальная типография. Мощности типографии на всех верующих в СССР не хватало, поэтому прихожане переписывали богослужебные книги от руки.
Погиб за веру
Увы, история семьи Девицких имела трагическое продолжение. После октябрьских событий 1917 года безмятежная жизнь супругов и их детей закончилась. Особенно тяжкое время пришло с началом Гражданской войны. Город поочерёдно занимали то красные, то белые. Во время еврейских погромов, которые устраивали белогвардейцы с черносотенцами, отец Митрофан прятал евреев в околоцерковном доме.
Бесконечные всплески террора вынудили священника прекратить службы в Воскресенском храме. Девицкие перебрались в Богучарский уезд, где в большом селе Старая Меловатка глава семьи приобрёл дом и корову, чтобы прокормить детей. В одном из сельских храмов отец Митрофан стал по-прежнему служить Богу. Однако и в селе жилось беспокойно и тревожно.
Поздним вечером 8 февраля 1920 года в дом Девицких ворвались пятеро красноармейцев в будёновках.
— Один из будёновцев сказал, что они пришли судить священника от имени «одураченных», — рассказывает Юрий Поспеловский. — После этого дедушку вывели во двор и поставили лицом к стене избы. Но он повернулся и сказал, что будет умирать, глядя смерти в лицо. Попросил лишь увести со двора семью. Но этой просьбы красноармейцы не исполнили. Дедушку расстреляли на глазах у бабушки и семерых детей.
Причислен к лику священномучеников
В сталинские времена эту историю дети Митрофана Михайловича своим детям предпочитали не рассказывать. А в 1953 году 24-летнего Юрия Поспеловского, работавшего тогда в редакции «Коммуны», принимали в партию.
— Встал один наш сотрудник — известный тогда краевед — и говорит про меня: «Как же его в партию принимать? У него же дед расстрелян!» А я об этом ни сном ни духом, — рассказывает Юрий Михайлович. — К тому времени была ещё жива бабушка. Но хотите — верьте, хотите — нет, за все мои 24 года мы ни разу не говорили про дедушку ни с ней, ни с мамой. Однако тем же вечером мама рассказала о дедушке и бабушке всё, что знала...
В 1981 году Русская православная церковь за рубежом причислила Митрофана Девицкого к лику священномучеников (Русская православная церковь в СССР сделать это в советские времена не могла). А сегодня изображение Митрофана Девицкого есть на иконе святых покровителей Воронежской духовной семинарии.
После гибели Митрофана Михайловича его супруга Мария Ивановна в одиночку воспитала семерых детей, помогала в воспитании внуков. О новом браке супруга священника даже не помышляла. Мария Ивановна прожила долгую жизнь, скончалась она в шестидесятые годы.