Прапорщик, воздушный стрелок-радист вертолёта Ми-6, родился 13 сентября 1959 г. в с. Соловьёвка Панинского р-на, русский. Среднюю школу окончил в совхозе «Михайловский». Срочную службу проходил в 1977-1979 гг. (г. Москва). После увольнения в запас окончил курсы крановщиков башенных кранов, работал в управлении механизации г. Воронежа. В мае 1983 г. Панинским РВК вновь призван в Вооружённые Силы СССР, окончил с отличием школу прапорщиков в г. Канске Красноярского края. Служил в вертолётной части в г. Цулукидзе (Грузия). В Республике Афганистан — с июня 1984 г. Службу проходил в 280-м отд. вертолётном полку ВВС 40-й ОА (в/ч пп 17668, г. Кандагар, вертолётная база). Совершил 145 боевых вылетов. 14 октября 1984 г. вертолёт Н.А. Шевченко был сбит в небе над Кабульским аэропортом.
Зенитная ракета попала в хвостовое отделение, вертолёт начал падать. Стрелок погиб сразу же, остальным командир приказал покинуть горящую машину.
Из-за перекоса кабины заклинило дверь. Пытаясь её открыть, они оторвали металлические ручки и в конце концов просто выбили: так отчаянно боролись за жизнь! Прыгнули друг за другом, у всех раскрылись парашюты, но испытания для них продолжались. Воздушной струёй один парашют затянуло в стремительно падающую машину. Когда до спасительной земли осталось совсем немного, начался обстрел. И ещё один купол «потух» — это был парашют Николая Шевченко. Трое погибли, трое выжили…
Татьяна Шевченко — из одного села с Николаем, его одноклассница. Поженились они в 1979-м, в 1980-м родился сын Алексей. Она вспоминает: «Николай был упрямым, даром что не хохол… Гордился тем, что летал с командиром экипажа Руденко, признанным асом, о котором ходили легенды. Писал, в отпуск приедем первыми, экипажем, потому что мы летаем больше всех. Просил не волноваться: я обещал, что вернусь, значит, вернусь».
Из последнего письма:
«Мои милые Танюша и Алёшенька, пишу уже из Кабула. Опять в командировке, пробудем здесь еще не знаю сколько, налетать надо 40 часов и тогда опять в Кандагар. Здесь сейчас больше половины нашей эскадрильи, дежурим. Женька тоже здесь, первый раз прилетел на дежурство, а мы уже в четвёртый. В Кабуле живём больше, чем на базе. С этой командировкой налёту будет 200 часов. Много, конечно, но и другие тоже не меньше летают… Я по-прежнему в паре с Руденко. Время здесь идёт, конечно, очень быстро, но вот условия неважные. Живём в солдатской казарме, умывальник на улице, а сейчас здесь ночью уже +4 градуса, а днём всего семнадцать. Пыли, правда, много. Утром встаём в 5 часов и — на вылет.
Вот так здесь и живём, если это можно назвать жизнью…
Очень скучаю по вас, мои милые, и тоже, как вы, жду отпуска. Вот только когда он будет — не знаю. Люблю я только вас, снитесь каждую ночь, потому что думаю о вас постоянно.
Танюш, ты спрашиваешь: как здесь, опасно или нет? Танюш, здесь война идёт».
Награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на кладбище совхоза «Михайловский» Панинского р-на.
Десять лет спустя после гибели Николая, день в день, умерла его мать.