РАКОВСКИЙ Анатолий Дмитриевич
Младший сержант

РАКОВСКИЙ 
Анатолий Дмитриевич

1964 — 1985

Младший сержант, оператор-наводчик БМП, родился 31 декабря 1964 г. в г. Воронеже, русский. Учился в средней школе № 17, в Воронежском монтажном техникуме. Работал на заводе ЖБИ № 2. В Вооружённые Силы СССР призван Советским РВК г. Воронежа 9 ноября 1984 г. Учебную подготовку прошёл в Туркмении (г. Ашхабад). В Республике Афганистан — с апреля 1985 г. Службу проходил в 177-м отд. отряде специального назначения 15-й отд. бригады спецназа (в/ч пп 43151, г. Газни). Умер 28 августа 1985 г. после перенесённой контузии.

В детстве Толя упал с турника, диагноз — компрессионный перелом позвоночника. Долго лечился, переживал, что из-за травмы могут не взять в армию. Когда пришла повестка, матери сказал: «Никому не говори про травму, пойду служить». 

Из Афгана мать успела получить писем пять-шесть: «Мама, не волнуйся, это далеко от Кабула, войны не слышно, отдыхаем, загораем». А вначале вообще пытался скрыть, что попал в Афганистан. 

Спустя два года после гибели Толи приезжал к родственникам его сослуживец из Курска, рассказал: 6 июня спецназовцы на БМП отправились на выручку находившимся в засаде. По дороге одна машина подорвалась на мине, ребят с «брони» разбросало во все стороны. Трое отделались ушибами, а Анатолий сильно ударился головой. И надо же такому случиться, что тех отправили в госпиталь, а его посчитали здоровым: «Ушиб? Да пройдёт!» А потом у него начались сильные головные боли, 26 августа потерял сознание и через два дня умер.

Друзья прислали записную книжку сына, в ней есть стихотворение, Евдокия Александровна читает его и каждый раз плачет:

«Я утро берегу на том берегу,
Но до него доплыть не могу.
Лодка в два весла меня бы спасла,
Вот только весла река унесла…»

Толя любил играть на гитаре, маму всё просил: спой русскую народную, а я на гитаре мелодию подберу. Перечитал немало книг о войне, морских путешествиях, из-за своей начитанности в дружеском кругу носил прозвище «доцент». С друзьями часто ездил на вылазки, «почётная» обязанность готовить уху всегда доставалась ему. В школе не сказать, что был отличником, но учителя к нему испытывали уважение: безотказный, надёжный паренёк.

Мама Евдокия Александровна рассказывает: «Мы жили скромно, даже по тем временам. У меня мама умерла в 36 лет, мне исполнилось полгода всего, отец пропал на фронте под Псковом в 42-м. Муж в три месяца стал сиротой. Родственников нет, помощи ждать не от кого. Толя всегда говорил: «Подожди, мама, вот вырасту, пойду работать, куплю тебе самое лучшее платье»… 

А когда погиб, мне в глаза смеялись: не могла 400 рублей найти, чтобы откупить от Афганистана. Мы всю жизнь прожили, никогда не думали о том, чтобы «откупить»… 

Когда надгробье на могилу сына ставила, ещё лет десять жизни потеряла, сколько над нами издевались, вымогали деньги.

Девушка, с которой дружил Толя, вышла замуж, как только проводила его в армию. А на могилу много лет ходила другая, цветы приносила. Любила, значит, Анатолия!»

Награждён орденом Красной Звезды (посмертно), медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Похоронен на кладбище «Лесное» г. Воронежа. В память об Анатолии Раковском на гимназии № 9 г. Воронежа установлена мемориальная доска.

Четверо ребят, выросших на улице Героев сибиряков, погибли в Афганистане — Панков, Раковский, Жабин, Лукьянчиков, пятый погибший — Телков, с соседней улицы Олеко Дундича.

1985 год